Posted 30 ноября 2023, 07:00
Published 30 ноября 2023, 07:00
Modified 1 февраля 2024, 20:45
Updated 1 февраля 2024, 20:45
Для европейских стран, которые на протяжении нескольких лет подвергались пыткам вдохновляемой Берлином налогово-бюджетной инквизиции, нет зрелища отраднее, чем наблюдать, как Германию распинают на высоком алтаре тевтонского скопидомства.
Парадокс заключается в том, что Германия сама себя уложила на этот жертвенник, а теперь понятия не имеет, как получить искупление грехов.
В этом месяце Конституционный суд ФРГ принял поразительное решение, лишив юридической силы саму основу законотворческих инициатив германского правительства и доведя страну до коллективного потрясения. Дело в том, что в прошлом, чтобы обойти строгие ограничения по дефициту бюджета, которые Германия сама себе навязала, лишив правительство возможности тратить больше, чем оно собирает в виде налогов, коалиция канцлера Олафа Шольца создала сеть «специальных фондов», которые не входят в основной бюджет. Шольц был уверен, что правительство может тратить эти деньги, не нарушая режим так называемого «долгового тормоза».
Но суд с этим не согласился, причем категорически — он просто запретил правительству тратить деньги из этих фондов. Его решение вызвало вопросы о том, сумеет ли правительство воспользоваться теми 869 миллиардами евро, что размещены за рамками федерального бюджета в 29 «специальных фондах». Решение суда вынудило правительство заморозить новые расходы и притормозить утверждение бюджета на будущий год. В бундестаге надеются, что Шольц сумеет что-то где-то сократить и залатать дыру в 20 миллиардов евро, которую судебное решение пробило в бюджете на следующий год. Но не более того.
Между тем правительство Шольца сильно нервничает. Министр экономики Роберт Хабек (Robert Habeck) из партии зеленых во все микрофоны вещает о том, что экономическое будущее Германии неопределенно, а министр финансов Кристиан Линднер (Christian Lindner) вызвал панику и путаницу, объявив о заморозке расходов, но не уточнив, что конкретно будут замораживать.
Между строк судьи немецкого конституционного суда дали понять, что использование коалицией Шольца теневых фондов равноценно бухгалтерскому мошенничеству. Это та самая алхимия в бухучете, за которую Берлин чуть больше десяти лет назад упрекал Грецию. Может, это было случайно, но судебное постановление оказалось очень похожим на непрошеный совет тогдашнего канцлера Ангелы Меркель Афинам, данный во время долгового кризиса: «А теперь пора садиться за домашнее задание!»
Telegram-канал Dauphinois