Posted 29 ноября 2023, 07:06
Published 29 ноября 2023, 07:06
Modified 1 февраля, 20:45
Updated 1 февраля, 20:45
Похоже, что Минфин активно ищет новые способы, как заставить регионы перейти от дефицитных к профицитным бюджетам.
Как сообщается, на этот раз ведомство предложило расширить соглашения о предоставлении дотаций для 8 субъектов РФ (в их число, кстати, вошли и 4 новых региона), включив туда пункты об обязательном выполнении региональными властями обязательств по увеличению доходов и ограничению расходов, причем под личную ответственность глав регионов. Среди пунктов есть и обязательное согласование с федеральным Минфином региональных документов, влияющих на объем дотаций, — это и проекты бюджетов, и другие законодательные акты, связанные с доходами и расходами.
Судя по всему, перечень регионов составлен по принципу объемов выделяемых дотаций — притом без всякого учета ситуации в самих регионах, которые сильно разнятся между собой. Не исключено, что учет таких особенностей в итоге будет обсуждаться. Однако уже само предложение о таком бюджетном контроле свидетельствует о многом.
Что останется от понятия «бюджетный федерализм», если такая практика будет распространена? Большинство регионов и так утрачивают свои возможности по развитию вверенных им территорий (а без дефицита бюджета этим развитием могут заниматься лишь отдельные субъекты РФ, имеющие высокий уровень бюджетной обеспеченности). Чего добьется Минфин, обязав регионы сформировать «подушку безопасности» в виде накопленных остатков на счетах, которые потом лежат без движения, пока не грянет очередной кризис? Настоящая финансовая безопасность для регионов — совсем не в выжимании доходов и ограничении расходов на развитие, а в создании растущей, диверсифицированной экономики, где постепенно увеличиваются доходы и населения, и бизнеса.
Telegram-канал «Бла-бла-номика»