Posted 28 ноября 2023, 13:00

Published 28 ноября 2023, 13:00

Modified 1 февраля 2024, 20:45

Updated 1 февраля 2024, 20:45

Евгений Коган. Грозит ли России жестокий финансовый кризис?

28 ноября 2023, 13:00

Начинает происходить то, что было, собственно говоря, ожидаемо. Но все равно тревожно. Повышение ставки Банком России и ужесточение требований к заемщикам стали сказываться на способности россиян обслуживать свои долги. Число неплательщиков превысило 21 млн человек, а общая сумма взысканий достигла 2,9 трлн рублей. С одной стороны, это оказывает давление на кредиторов, а с другой — на экономику.

Формируется ли на наших глазах кредитный пузырь, который перерастет в жестокий финансовый кризис?

На удивление, пока все не так страшно. К примеру, в сентябре доля проблемных кредитов в корпоративном портфеле снизилась до 5,6% с 5,8%, а в необеспеченном потребительском портфеле — до 8,1% с 8,2%. Если уровень проблемных кредитов превысит 10%, то это может свидетельствовать о значительной нестабильности и потенциальном системном риске. Пока же маржа есть, так что паниковать рано.

А что с ипотечным рынком? Заголовки, как всегда, пугают: в октябре объем ипотечных кредитов, по которым россияне допустили дефолт, составил 75,6 млрд рублей, что является рекордом. Ужас-ужас? Учитывая, что доля проблемных кредитов в ипотечном секторе остается на уровне 0,6%, пока ничего страшного. Люди готовы отдать последнее, лишь бы не потерять крышу над головой.

То есть скажем иначе. Количество проблемных ситуаций растет. Каждая такая ситуация — это более чем болезненно на уровне конкретных семей. Но в масштабах экономики все пока еще выглядит вполне терпимо. И еще важный момент — рост «плохой» задолженности произошел за счет увеличения среднего размера кредита на одного заемщика: до 2,6 млн руб. против 2,3 млн годом ранее.

Что дальше? Рисков для финансовой стабильности в связи с ростом проблемных кредитов пока нет, но если ситуация продолжит ухудшаться, то Центральный банк, скорее всего, будет вынужден вмешаться. В частности, регулятор может снизить ставку или предоставить специальные программы рефинансирования или ликвидности, чтобы помочь банкам справиться с проблемными активами.

Вывод: пока корпоративный сектор и домохозяйства в целом выдерживают такую запредельно высокую стоимость денег. Но если ставка продолжит расти и период высокой ставки будет очень долгим, боюсь, статистика может начать нас уже по-настоящему беспокоить.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь