Posted 27 ноября 2023, 11:00
Published 27 ноября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:44
Updated 1 февраля, 20:44
ЦБ Турции поднял ключевую ставку на 5% — до 40%. Рост процентного уровня наблюдается уже шестой месяц подряд, хотя до этого было произведено десять последовательных понижений ставки. Даже несмотря на подъем ставки, ее реальное значение, учитывая годовую потребительскую инфляцию в стране на уровне 61,4%, остается резко отрицательным — минус 21,4%.
Из наиболее заметных экономик в мире лишь у Аргентины наблюдается нечто подобное: при инфляции в 142,7% и базовой ставке в 133% фактическое значение процентного уровня отрицательное (-9,7%).
Стоит заметить, что политика ЦБ Турции остается все еще стимулирующей, в отличие от ЦБ России, где ключевая ставка 15% сосуществует с годовой инфляцией в два раза меньшей — 7,37%. Это и предопределяет, что ВВП Турции в текущем году, скорее всего, покажет рост на 4%, а России — чуть больше 3%.
Успехи Турции в экспорте и привлечении капитала играют в пользу укрепления валюты страны к доллару США. Так, счет текущих операций Турции с дефицита в $3 млрд в сентябре 2022 года перешел к профициту в $2 млрд в сентябре этого года.
Для России такое укрепление лиры будет означать удорожание турецких товаров, что в очередной раз ставит вопрос: а насколько российской экономике выгоден слабый рубль? Ведь все цепляется одно за другое: для того, чтобы экспортировать, нужно закупать в том числе импортные комплектующие. Но если бюджет будет жить в основном за счет ослабления рубля к доллару, то тогда и экспорт российских товаров будет испытывать проблемы.
Кроме того, экспорт товаров — это хорошо, но экспорт капитала (а не его отток, не надо путать эти две вещи) — еще лучше.
Турецкий экспорт для нас имеет особое значение. Если повышение продаж товаров со стороны стран-партнеров по ЕАЭС связано в большинстве своем с реэкспортом европейских товаров, то Турция обеспечивает нас в основном своей продукцией, а это значит, что для нас этот экспорт более дешевый при прочих равных условиях.
Вообще, для того, чтобы развивать экспорт российских товаров, необязательно нужно иметь слабый рубль по отношению к доллару. Посмотрим на пример Колумбии: колумбийский песо по отношению к доллару США с начала года укрепился на 17%. И это при том, что энергетическая инфляция в стране за последние 12 месяцев достигла 21,8%, а рост цен на непродовольственные товары находится на уровне 10,5%. Но укрепление песо, очевидно, дает импульс к затуханию инфляции в стране, что также понятно. Рост колумбийского песо тоже объясним: валюта поддерживается отличными перспективами экспорта кофейных зерен, нефти и золота, а основными торговыми партнерами Колумбии выступают США и КНР.
Возникает тогда простой вопрос: если экспортоориентированные страны (Турция, Бразилия, Колумбия) спокойно работают с экспортом, даже укрепляя свою валюту, зачем России нужен слабый рубль?
Telegram-канал «Черный лебедь»