Posted 24 ноября 2023, 07:05

Published 24 ноября 2023, 07:05

Modified 1 февраля, 20:43

Updated 1 февраля, 20:43

Александр Ивахник. Такого прорыва ультраправых никто не предвидел

24 ноября 2023, 07:05

Только в ЕС вздохнули с облегчением после поражения национал-популистов в Польше, как теперь уже в старой Европе возникла новая напасть. Один из самых известных европейских ультраправых политиков — Герт Вилдерс — победил на парламентских выборах в Нидерландах.

Перед выборами считалось, что основная борьба за первенство развернется между тремя мейнстримными силами: правоцентристской «Народной партией за свободу и демократию», которую после отставки Марка Рютте возглавила министр юстиции Дилан Йешилгез, альянсом «Партии труда» и партии «Зеленые и левые» во главе с Франсом Тиммермансом и партией «Новой социальный контракт», недавно созданной консервативным законодателем Питером Омцигтом. Однако с серьезным отрывом первое место завоевала «Партия свободы» Вилдерса, получив 23,6% голосов и 37 мест в 150-местной Палате представителей. На втором месте — левый альянс Тиммерманса с 15,6% голосов и 25 местами. Затем следует НПСД (24 места) и НСК (20 мест).

60-летний Вилдерс сначала состоял в НПСД и был членом парламента с 1998 года. Затем он покинул НПСД и в 2006 году основал свою партию с радикальной антимигрантской, антиисламской и евроскептической программой. Партия Вилдерса предлагала закрыть мечети, запретить Коран и мусульманские школы. Кроме того, партия выступала за выход из ЕС, так называемый нексит, и призывала провести референдум на этот счет. Вилдерс никогда не сдерживался в исламофобской риторике, за что привлекался к суду. Из-за угроз его жизни со стороны исламских экстремистов он уже более 10 лет находится под круглосуточной охраной спецслужб.

Нынешнего прорыва «Партии свободы» никто не предвидел. Весной и в начале лета ее рейтинг составлял около 7%. Главным фактором, сыгравшим в пользу подзабытого Вилдерса, стало то, что в центре избирательной кампании находилась проблема резко возросшей иммиграции (собственно, и коалиционное правительство Рютте в июле развалилось из-за этой проблемы). Это позволило ему во всю мощь использовать свою фирменную риторику, сделав главным лозунгом прекращение «цунами беженцев».

При этом Вилдерс умело связывал переполненность страны мигрантами и больные социальные проблемы (острую нехватку жилья, дороговизну медуслуг). Он призывал прекратить предоставление права на убежище и ввести рабочие визы для жителей других стран ЕС. Также эксперты считают, что на руку Вилдерсу сработало сделанное в ходе кампании заявление лидера НПСД Йешилгез о готовности сотрудничать в правительстве с «Партией свободы»: это прибавило ультраправой партии легитимности среди умеренных избирателей. Наконец, в ситуации войны в секторе Газа произраильски настроенных избирателей привлекло к Вилдерсу то, что он является решительным сторонником Израиля и выступает за перенос посольства Нидерландов в Иерусалим.

Для того, чтобы возглавить правительство, Вилдерсу необходимо сформировать коалицию с несколькими партиями. Ради этого он уже проявил готовность к компромиссам. В своей победной речи он заявил: «Я очень хорошо понимаю, что партии не желают быть в правительстве с партией, которая хочет неконституционных мер. Мы не собираемся говорить о мечетях, Коранах и исламских школах». Тиммерманс уже исключил возможность участия в коалиции с Вилдерсом. Йешилгез и Омцигт высказываются менее определенно. Они допускают участие в коалиционных переговорах, но выражают сомнение в способности Вилдерса стать премьер-министром.

Теоретически коалиция «Партии свободы», НПСД и НСК имела бы 81 место в парламенте, т. е. твердое большинство. Но крайне трудно представить, как проевропейские политики Йешилгез и Омцигт уживались бы в правительстве с премьером Вилдерсом, который не отказался от идеи нексита, намерен урезать взносы Нидерландов в бюджет ЕС, закрыть границы страны и заблокировать вступление в ЕС новых членов, включая Украину. С другой стороны, неясно, готов ли Вилдерс уступить кресло премьера лидеру другой партии.

В любом случае легких решений не будет. В 2021 году переговоры о формировании правительства длились 271 день. Возможно, что-то подобное предстоит и сейчас. А пока обязанности премьера продолжит исполнять Рютте.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь