Posted 23 ноября 2023, 17:00
Published 23 ноября 2023, 17:00
Modified 1 февраля, 20:43
Updated 1 февраля, 20:43
Услуги населению по определению должны быть доступны и прозрачны. В принципе, все эти «службы одного окна», многофункциональные центры «Мои документы» и прочие подобные структуры создаются именно для удобства людей. Они перестают себя ощущать одноразовым электоратом и понимают, что многое в стране делается в том числе и для них. Мне приходилось даже слышать рассуждения о том, что власть в глазах народа начинает понемногу терять свою сакральность. Раньше-то нужно было за представителями власти бегать, уговаривать поставить визочку, выдать документик… А сейчас кругом технологии и алгоритмы: пришел в МФЦ — ушел с результатом. И ценность чиновников в глазах общества стала снижаться.
Но теперь простота и удобство в получении некоторых услуг сменяются огромным количеством препон. Так, власти решили ввести дополнительные ограничения при использовании телефонных sim-карт. Желание запретить их реализацию вне офисов сотовых операторов (которое, кстати, мало что решило бы) теперь оборачивается новыми усилениями мер. Сейчас купить любое количество симок можно у нелегалов, торгующих рядом с некоторыми станциями метро или вокзалами, — там никто твои данные не записывает. Телефонные операторы обязаны раз в месяц сверять персональные данные своих абонентов с базой МВД, но все ли это делают — вопрос.
Усиление предлагается закрепить введением следующего алгоритма: ты покупаешь sim-карту, но активирована она будет только после того, как МВД подтвердит оператору твои данные. Это может занять полдня или день — соответствующего софта еще не существует.
Вопросы безопасности важны, с этим никто не спорит. Однако в каждой сфере жизни поиск баланса проводится по своим правилам. Мы давно смирились с отсутствием урн в метро (кроме тех, что в вестибюле, сразу за турникетами — для выбрасывания разовых билетиков). Но покупка sim-карты все-таки должна быть удобной для пользователя. Операторы и так хранят все данные о звонках, переписках и прочем. Не говоря уже о других оперативных возможностях контроля за абонентами.
Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ, главный редактор ИА «РосБалт»