Posted 16 ноября 2023, 11:00
Published 16 ноября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:42
Updated 1 февраля, 20:42
Почему российские экспортеры продолжают продавать сырье за валюту, а не переходят на расчеты в рублях? Отвечают экспортеры.
После 2022 года в большей части контрактных взаимоотношений с внешними контрагентами сменилась валюта договора. Если раньше сделки заключались в баксах, то теперь большинство платежей проходят либо в рублях, либо в юанях. Например, расчеты с Китаем происходят на 60% в юанях и на 40% в рублях.
Но нельзя сказать, что переход на расчеты в рублях стал благом для бизнеса экспортеров, особенно тех, кто обязан следующие 6 месяцев заносить в российскую экономику больше валютной выручки. И все потому, что экспортеры из-за этого попадают на двойную конвертацию и двойные издержки.
Ситуация следующая. Нефтяная компания (НК) за отгрузку сырья в страну А получает рубли переводом на местный банковский счет. Но напрямую из этой юрисдикции рубли вывести нельзя — приходится делать обмен на валютном рынке страны А через проблемные трансграничные банковские цепочки и только потом переводить деньги в Россию (что не очень радует юрисдикцию страны А, поскольку это привлекает лишнее внимание и грозит вторичными санкциями).
После попадания валюты на российский банковский счет происходит обмен на рубли еще раз, и только тогда НК может быть спокойна, потому что указ президента исполнен. Бизнес уже уточнил у чиновников этот вопрос, и те подтвердили, что механизм указа предусматривает двойную конвертацию, а это значит, что кто-то сможет заработать лишнюю комиссию при конвертации рублей не в России.
Возвращаясь к тезису о том, почему российские компании не продают сырье за рубли, вырисовывается ответ, что это технически неудобно. Да и рубль не является мировой резервной валютой, поэтому страны-контрагенты не будут менять свое законодательство под взаимоотношения с рублем, чтобы можно было легче с ним работать.
Ну и напоследок: не стоит забывать, что Россия — экспортная экономика по своему типу, и переход на расчеты в рублях лишил бы ее возможности девальвировать национальную валюту, чтобы переживать экономические шоки, стимулировать экспорт и наращивать конкурентное преимущество на мировом рынке по сравнению с остальными странами-экспортерами.
Но это еще не все. Если весь экспорт продать за рубли, то за какие деньги будут рассчитываться импортеры? В Китае рубли не принимают в качестве оплаты за электронику. В таком контексте уместнее было бы говорить об обмене экспорта на импорт, но это уже какие-то торговые отношения времен Римской империи, и так сейчас никто вести дела не будет.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»