Posted 13 ноября 2023, 12:00
Published 13 ноября 2023, 12:00
Modified 1 февраля, 20:41
Updated 1 февраля, 20:41
В последнее время слышно все больше оптимизма относительно ситуации с федеральным бюджетом. Минфин сообщает, что по итогам января-октября 2023 года доходы федерального бюджета оказались на 4,4% выше уровня аналогичного периода прошлого года, причем даже «просевшие» нефтегазовые доходы в октябре заметно подросли.
Расходы федерального бюджета превышают уровень января-октября 2022 года на 11,7%. При этом 84% годового плана расходов уже профинансировано — и это существенно выше показателей последних лет, когда на ноябрь–декабрь откладывалось чуть ли не 30% расходов. Заметно сократился и дефицит бюджета: весной он составлял более 3 трлн руб., а по итогам октября — только 1,2 трлн руб.
Однако считать всерьез, что раньше бюджет был в бедственном положении, а теперь он из него выходит, было бы довольно наивно. Во-первых, дефицит федерального бюджета и при объемах около 3 трлн руб. был вполне управляемым, учитывая нашу весьма скромную долговую нагрузку. Во-вторых, для экономики, нуждающейся в поддержке как спроса, так и предложения, дефицит бюджета — это необходимое условие придания экономике стимула к росту.
И в этой связи стремиться к скорейшему снижению этого дефицита точно не стоит — особенно учитывая, что в ближайшие месяцы доходы бюджета вряд ли будут демонстрировать такие же высокие темпы роста, как в октябре. Например, рост нефтегазовых доходов (на 1,6 трлн руб. в октябре при том, что в январе–сентябре их среднемесячный объем был чуть выше 600 млрд руб.) был связан не только с повышением цен на нефть, но и с временной приостановкой демпферных выплат — однако решение о возобновлении демпферного механизма уже принято.
В этой ситуации крайне важно обеспечить исполнение запланированных расходов, а дефицит вполне может вернуться к изначально запланированному уровню в 2,9 трлн руб., тем более что способы его покрытия давно определены.
Telegram-канал «Бла-бла-номика»