Posted 9 ноября 2023, 17:00

Published 9 ноября 2023, 17:00

Modified 1 февраля, 20:40

Updated 1 февраля, 20:40

Сергей Станкевич. Зачем Вашингтону нужна встреча Байдена с Си

9 ноября 2023, 17:00

До старта форума лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско осталась неделя. А главное событие все еще колеблется на чаше невидимых весов. Приедет ли символический лидер Востока Си Цзиньпин в Сан-Франциско на встречу с символическим лидером Запада Джозефом Байденом?

Со стороны США предприняты поистине титанические усилия, чтобы заманить Си в США и устроить медийную помпу вокруг возобновленного (после годичного перерыва) контакта двух президентов и двух символов. Со своей стороны, Китай в стремлении «продать» согласие на встречу подороже ведет какой-то сложный закулисный торг через своего главного государственного и партийного дипломата Ван И. Этот опытнейший и скрытный чиновник в сентябре почти трое суток что-то обсуждал с советником по нацбезопасности Джейком Салливаном на Мальте. А в конце октября приезжал на трое суток в Вашингтон, где общался с госсекретарем Блинкеном и был принят самим Байденом. И всякий раз — никаких существенных утечек! Это мастерство, ныне мало кому доступное.

Слухов вокруг возможной встречи много. Есть утечка от японского агентства «Киодо»: США и Китай проводят финальную подготовку к встрече лидеров 15 ноября. Но верить сейчас можно только официальному подтверждению от Пекина. А его до сих пор нет.

Зачем Вашингтону так нужна эта встреча? Целей несколько. Есть прагматическая — срочно возобновить прерванную коммуникацию между оборонными ведомствами, это важно накануне возможного кризиса вокруг Тайваня в январе 2024 года. Есть цель перспективная — втянуть Китай в переговоры о «стратегической стабильности» и как-то ограничить наращивание Пекином ракетно-ядерного арсенала. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в настоящее время у США примерно 3700 ядерных боеголовок, у России — около 4500, в то время как у Китая их вроде бы всего 410. Но если американские и российские ядерные вооружения на виду, многократно пересчитаны и учтены, то что там у Китая на самом деле — знает только сам Китай. Сходу втянуть Пекин в систему мониторинга и отчетности хотя бы по СНВ у США не получится. Но побыстрее начать диалог на чувствительную тему очень хочется. А еще лучше — триалог, включающий Россию.

Кроме того, перед официальным стартом избирательной кампании в США команде Байдена очень хотелось бы показать стране и миру своего «могучего старика» в большом деле. Приедет Си в Сан-Франциско — его встреча с Байденом станет центральным мировым событием, ее можно потом долго рекламировать как «историческую веху». Не приедет большой китайский гость — саммит пройдет малозаметно.

А что нужно Китаю? Чего он явно требует за кулисами взамен? Что-то посущественнее, чем ритуальные фразы о добрососедстве. Например, реальные шаги по снятию или ослаблению технологической блокады, устроенной США. Или обязательство Вашингтона не вмешиваться в выборы на Тайване в январе. Обещание принять любые результаты выборов и их последствия, даже если Тайвань при новой власти решит мирно и добровольно «вернуться в родную гавань». Словом, у Пекина сейчас в отношении Вашингтона позиция силы, и он явно стремится выжать из ситуации максимум. Если Си поедет на встречу с Байденом в Сан-Франциско, значит, «выжать» Пекину удалось достаточно.

Сергей Станкевич, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»

Подпишитесь