Posted 8 ноября 2023, 09:00
Published 8 ноября 2023, 09:00
Modified 1 февраля, 20:40
Updated 1 февраля, 20:40
Пожалуй, один из главных вопросов, который волнует экономическое сообщество на Западе, — как долго процентные ставки будут оставаться высокими.
Между тем в середине октября доходность десятилетних казначейских облигаций США достигла 4,9%, самого высокого уровня с 2007 года (в 2021 году доходность была ниже 1%). Затем, однако, она немного снизилась (7 ноября — 4,5%). Доходность 30-летних казначейских облигаций в октябре превысила 5% (сейчас — 4,7%).
В 2021 году в еврозоне наблюдались отрицательные процентные ставки. Теперь Германия должна платить почти 3%, чтобы занять на десять лет. Даже японские 10-летние облигации нынче — 0,87%. На той неделе Банк Японии сохранил отрицательную процентную ставку на уровне -0,1%. Вообще, чтобы вы понимали общую ситуацию: Банк Японии в последний раз повышал ставки в 2007 году.
При реализации сценария higher for longer (высокие процентные ставки в течение более длительного времени) последствия могут быть весьма болезненными. После глобального финансового кризиса госдолг богатых стран вырос до самого высокого уровня с 1946 года. Госдолг (как доля ВВП) в богатом мире нынче выше, чем когда-либо после наполеоновских войн. Устойчивость этих огромных долгов зависит не только от процентных ставок, но и от того, как эти ставки соотносятся с экономическим ростом. Приятно считать, что если ВВП растет быстрее, чем начисляются проценты, то отношение долга страны к ВВП может снизиться, даже если она снова возьмет взаймы, чтобы оплатить свой счет по процентам.
В октябре МВФ предсказал, что в период с 2023 по 2028 год экономический рост в странах с развитой экономикой будет по-прежнему превышать процентную ставку, которую их правительства выплачивают по своим долгам (в среднем на 1,4 процентных пункта), даже несмотря на недавнее повышение ставки.
Но поскольку правительства многих стран (особенно США) по-прежнему будут иметь большие дефициты, соотношение долга к ВВП все равно будет расти. По приблизительным оценкам, для поддержания уровня долга на стабильном уровне (с учетом прогнозов МВФ) в каждой крупной развитой экономике (за исключением Германии и Японии) придется «затянуть пояса потуже», чтобы остановить дальнейший рост соотношения долга к ВВП. Америке придется сокращать свой первичный бюджетный дефицит (то есть дефицит без учета процентов по долгу) на 2,4% ВВП в год.
Более того, при higher for longer правительствам, как и компаниям, в конечном итоге придется рефинансировать долги. Доходность десятилетних облигаций в настоящее время превышает вероятные оценки долгосрочного роста в большинстве богатых экономик.
Каковы варианты смягчения ситуации (наиболее вероятные)?
Первый вариант заключается в том, что устойчиво высокая инфляция может «разъесть» реальную стоимость госдолга, как это частенько случалось в прошлом после экономических неурядиц. В этом случае, хотя номинальные процентные ставки могут быть «выше в течение более длительного времени», реальная процентная ставка вырастет не так сильно.
Второй вариант — высокие ставки толкают мировую экономику в рецессию, что, в свою очередь, вынуждает центральные банки снижать их.
Есть, правда, еще одна обнадеживающая версия развития событий — рост производительности труда резко возрастет, возможно, благодаря генеративному ИИ. В результате роста доходов домохозяйств высокие процентные ставки станут более приемлемыми.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»