Posted 8 ноября 2023, 07:00

Published 8 ноября 2023, 07:00

Modified 1 февраля, 20:40

Updated 1 февраля, 20:40

Дмитрий Севрюков. Дойдет ли конфликт вокруг замороженных активов РФ до точки кипения?

8 ноября 2023, 07:00

Про конфискацию замороженных российских активов на Западе говорят уже почти столько же, сколько продолжается СВО, но от слов к делу бывшие партнеры, а теперь неприятели, переходить не торопятся.

Судя по всему, до такого поворота дело не дойдет вообще, потому что Запад консервативен в части соблюдения ключевых правил и привержен тем ценностям, которые не терпят двойных стандартов даже под давлением политической целесообразности. Дамоклов меч конфискации сотен миллиардов долларов, принадлежащих России, повешен оппонентами так высоко, чтобы хорошо был виден из Москвы, но в то же время этот инструмент ограничен прокрустовым ложем различных западных законов и практических соображений.

Разберись Запад с российскими активами по понятиям геополитики — и небо, конечно, на землю не рухнет, но инвестиционная и финансовая погода может серьезно испортиться. Потому что наверняка найдутся страны с большими ресурсами, которые на фоне такого скандала скорректируют свои деловые отношения с западными коллегами, что создаст напряжение и проблемы для всех. США и Евросоюз в нынешнем затянувшемся конфликте с Россией привыкли лавировать, и если уж решаются бить, то не в лоб, а по лбу, что, конечно, одно и то же, но все же имеет разную окраску и различается по статусу.

Отсюда и общий подход, выработанный министрами финансов G7 на недавней встрече в Марракеше, где проходила сессия Международного валютного фонда и Всемирного банка. Западные финансисты подтвердили блокировку российских активов в $280 млрд до выплаты Россией ущерба Украине от СВО. Конечно, сегодня трудно себе представить согласие РФ выплачивать врагу репарации, а потому заморозка немалых средств в таких условиях выглядит бесконечной и по смыслу сродни конфискации. Однако юридически такой шаг все-таки не экспроприационный, а потому оставляет шанс спорящим и враждующим сторонам договориться в рамках большой сделки, хотя и не завтра, а лишь в перспективе.

В то же время доходы от замороженных российских средств будут облагаться налогом в пользу фонда восстановления Украины, который оценивается в $3 млрд в год. В других обстоятельствах размещенные на Западе активы приносили бы российской казне такие же дивиденды, но теперь Центробанку РФ и Минфину РФ приходится фиксировать не только факт обездвижения немалых денег, но и упущенную выгоду.

В ответ российское руководство уже не раз заявляло о незаконности любых действий западных структур, направленных на санкционное сдерживание России и нанесение ей вреда. А спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и вовсе пообещал симметричный ответ на конфискацию российских зарубежных активов, отметив, что российские власти могут конфисковать гораздо больше западной собственности в России, чем это по силам сделать оппонентам на Западе.

Очевидно, что главный российский думец подразумевает возможность изъятия активов иностранного бизнеса в РФ, потому что западные государства своих резервов в отечественном ЦБ явно не держат. С западным бизнесом у российских властей отношения нынче напряженные, но все же до национализации еще далеко — тем более что и Запад действует хоть и жестко, но уклончиво, не накладывая лапу на российские активы, а лишь удерживая их у себя в заложниках и состригая с них верхушки.

Похоже, что конфликт вокруг зарубежных активов РФ будет тлеть и дальше, то разгораясь, то затухая, но едва ли дойдет до точки кипения, а вот сойдет на нет и разрешится лишь спустя продолжительный период времени, когда геополитика войдет в берега и мировая архитектура обретет приемлемые для всех формы.

Автор Telegram-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков — для Telegram-канала «Незыгарь»

Подпишитесь