Posted 1 ноября 2023, 15:34

Published 1 ноября 2023, 15:34

Modified 1 февраля, 20:38

Updated 1 февраля, 20:38

Telegram-канал «Свинское чаепитие». Как Китай может исправить ситуацию?

1 ноября 2023, 15:34

Уже ясно, что экспортоориентированная модель Китая, которая способствовала быстрому росту его ВВП в начале 90-х — начале 2010-х годов, в значительной степени исчерпала себя. Тот золотой период многое дал Китаю: бурный рост иностранных инвестиций, развитие совместных предприятий и возможность накапливать огромные валютные резервы (кстати, на конец сентября резервы Китая составляли $3,12 трлн).

Но приверженность Китая стратегии стимулирования экспорта замедлила развитие внутреннего рынка гораздо больше, чем ожидалось. Для поддержания конкурентоспособности страны китайская экспортная модель требует, помимо прочего, государственного вмешательства в ценообразование, благоприятных обменных курсов и замедления роста заработной платы.

Китайские власти поддерживают свой собственный механизм обменного курса, который приносит пользу экспорту, но препятствует росту динамично развивающегося внутреннего рынка. Или возьмем, к примеру, политику процентных ставок Китая. Реальные процентные ставки в стране долгое время оставались ниже темпов роста ВВП, что приводило к нерациональному распределению капитала и отсутствию механизмов корректировки для сбалансирования инвестиций и потребления.

Хотя в последние годы средняя заработная плата росла, она по-прежнему остается значительно ниже, чем в большинстве стран с сопоставимым уровнем дохода. Кроме того, в Китае отсутствует механизм корректировки, который привел бы заработную плату в соответствие с темпами производительности и экономического роста.

Есть еще один момент — государственные расходы долгое время были направлены на развитие инфраструктуры, и лишь ограниченные средства выделялись на поддержку домашних хозяйств или расширение программ социального обеспечения.

Что должен сделать Китай, чтобы исправить ситуацию (частично он уже делает это)? Перейти к модели роста, основанной на внутреннем потреблении + стимулировании импорта. Да, тут следует сказать, что такой переход — естественный следующий шаг для почти любой страны, которая добилась ранних успехов за счет стимулирования экспорта (особенно для крупных экономик).

Это могло бы помочь Китаю устранить свои давние торговые дисбалансы и скорректировать интервенционистские механизмы, которые исторически влияли на обменные курсы, процентные ставки и формирование заработной платы. Приведение роста заработной платы в соответствие с номинальным ВВП повысило бы доходы домашних хозяйств и стимулировало бы быстрое расширение сектора услуг Китая.

Более того, стимулируя импорт за счет повышения курса национальной валюты и снижения тарифов, Китай мог бы снизить цены на импортируемые потребительские товары и резко увеличить расходы домохозяйств. А повышение реальных процентных ставок предотвратило бы нерациональное распределение капитала и позволило бы экономике сбалансировать совокупный спрос.

Самое главное, что этот переход высвободил бы больше бюджетных ресурсов для удовлетворения потребностей граждан и минимизировал бы тяжелое бремя для домашних хозяйств.

Но, конечно, все это в теории. Как все будет на самом деле — покажет время.

Telegram-канал «Свинское чаепитие»

Подпишитесь