Posted 1 ноября 2023, 11:00
Published 1 ноября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:38
Updated 1 февраля, 20:38
В течение пяти лет ЕС и Австралия вели переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. Переговоры шли непросто, но в последнее время они получили новый импульс, поскольку у обеих сторон выросла потребность в том, чтобы диверсифицировать свои рынки и снизить торговую зависимость от Китая. При этом Австралия особенно заинтересована в расширении доступа своей продукции животноводства на европейский рынок, а ЕС — в увеличении возможностей инвестирования в добычу на Южном материке стратегических минералов, необходимых для развития зеленой энергетики.
В последние недели в Брюсселе проходили консультации между экспертами двух сторон для смягчения остающихся разногласий, и, по оценке ЕС, они привели к успеху. В воскресенье в японскую Осаку съехались официальные делегации ЕС и Австралии для принципиального согласования будущего соглашения о свободной торговле. Во всяком случае, на это рассчитывали в Брюсселе — об этом говорит представительный характер делегации ЕС во главе с исполнительным вице-председателем Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом и еврокомиссаром по сельскому хозяйству Янушем Войцеховским.
Однако делегации так и не сели за стол переговоров. Во время предварительной встречи Домбровскиса и министра торговли Австралии Дона Фаррелла последний выдвинул новые требования по расширению доступа австралийской мясомолочной продукции на европейский рынок, которые были восприняты Брюсселем как серьезный отход от недавно достигнутых договоренностей. После этого переговоры были отменены, а чиновники ЕС, по их словам, оказались в состоянии шока.
Известно, что импорт на единый рынок ЕС говядины, баранины и молочных продуктов обкладывается высокими пошлинами для защиты европейских фермеров, крайне негативно относящихся к внешней конкуренции. По информации чиновников ЕС, Брюссель в ходе предыдущих консультаций согласился несколько снизить тарифы и увеличить квоты для австралийской продукции, что привело бы к расширению ее доступа на европейский рынок на 600 млн евро в год. Предполагалось, что это предложение будет экономически и политически приемлемо для обеих сторон.
Однако Дон Фаррелл заявил, что ЕС продолжает придерживаться своей жесткой позиции, которая привела к срыву предыдущего раунда переговоров в июле. Министр сельского хозяйства Австралии Мюррей Уатт поддержал коллегу, отметив, что переговорщики ЕС отказались идти на уступки. «Последнее, на что мы были готовы, — это продавать интересы наших австралийских фермеров только ради сделки», — добавил Уатт.
Был и еще один немаловажный вопрос, по которому не удалось преодолеть разногласия. Брюссель добивался отказа от использования в австралийских продуктах наименований, которые защищаются в ЕС так называемыми «географическими указателями», например, сыров Parmesan и Feta или игристого Prosecco. Эксперты Еврокомиссии выявили в Австралии более 50 таких наименований. Однако Канберра не согласилась на это.
Не исключено, что непримиримость позиций австралийской стороны отчасти объясняется тем, что нынешнее лейбористское правительство подвергается серьезным атакам после поражения общенационального референдума о создании консультативного органа для коренных народов. Любопытно, что отказ от продолжения переговоров по торговому соглашению с ЕС был поддержан партиями оппозиции, но особенно активно — влиятельными фермерскими организациями.
Тем не менее перспектива заключения соглашения теперь совершенно туманна. В июне 2024 года пройдут выборы в Европарламент, а затем последует смена состава Еврокомиссии. В 2025 году состоятся парламентские выборы в Австралии. Так что к переговорам о торговом соглашении можно будет вернуться только через пару лет.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co