Posted 20 октября 2023, 10:52
Published 20 октября 2023, 10:52
Modified 1 февраля, 20:36
Updated 1 февраля, 20:36
Несмотря на то, что внешне словесные уколы лидеров КНР и США пока прекратились, а визит Джо Байдена в Пекин прорабатывается, противостояние двух экономик никуда не делось, в том числе и в информационном пространстве. Те же ключевые СМИ США продолжают убеждать рядовых американцев, что КНР — это стратегический противник.
С точки зрения экономической борьбы администрация Джо Байдена продолжает работать над закрытием всех лазеек для КНР по получению чипов, произведенных американскими компаниями, даже если завоз осуществляется по сложному логистическому пути, через третьи страны.
В США уже думают, чем еще можно экономически ограничить развитие КНР. Например, практически во всех типах самолетов, которые производятся в КНР, есть комплектующие из США и Евросоюза. Если ввести жесткие ограничения, то теоретически можно оставить КНР без воздушного флота, в том числе военного.
Но в США склоняются к тому, что такие ограничения не стоит вводить, поскольку они в итоге приведут к обратному от ожидаемого результату: какое-то время КНР будет закупать нужное через третьи страны, а когда это станет невозможным, разовьет производство всего необходимого на своей территории. В США прямо говорят: такого пути КНР в сторону более высокой экономической независимости в интересах Вашингтона нельзя допустить.
Конечно, Китай продолжит зависеть от США. Так, из 42 минералов, которые важны для технологических отраслей, по восьми существует сильная зависимость от импорта из США. При этом по семи из восьми минералов КНР может потенциально наладить поставки из других стран, но это, например, практически невозможно по бериллию.
Есть также сырьевые ресурсы, которые сама КНР производит в значительном объеме, но из-за развития экономики объем их потребления не успевает за объемом предложения, — в частности, это железная руда, медь, ниобий, платина, палладий и родий. Например, тот же ниобий — критически важный минерал при строительстве современных мостов, небоскребов, нефтегазопроводов, а также в производстве транспортных средств.
Но США, скорее всего, не будут раскручивать в разные стороны санкционную спираль. Например, те же санкции по полупроводникам уже «съедят» 37% выручки американских производителей чипов, а также уменьшат на 18% их мировую долю. Все это неудивительно, учитывая, что КНР закупает каждый третий чип, который поступает на внешний рынок от всех поставщиков, а в денежном выражении импорт полупроводников в КНР составил в 2022 году внушительную сумму — $180,4 млрд.
США также прекрасно понимают, что пока КНР работает на западных технологиях и оборудовании, Пекин будет продолжать зависеть от Запада. Все это напоминает и то, что происходит у нас. И SWIFT не для всех банков выключен, чтобы российская экономика «не забывала» о долларе, да и западного оборудования, которое будет еще работать годами, у нас много, а его пользователи будут упорно проходить квест по поиску запчастей для него в третьих странах.
В тех же США и Евросоюзе понимают: если ввести действительно драконовские санкции, то Россия сможет начать производить тысячи наименований того, что она никогда не выпускала, а брала до этого за границей. Да, сначала будет непросто, но не так сложно, поскольку серый импорт и запасы импортных комплектующих на складах никто не отменял. Но главное, что в итоге через три-пять лет Россия стала бы настолько экономически независимой, что могла бы начать диктовать условия другим странам и по факту через различные экспортные ограничения стать лидером в мировой геополитике, как это сейчас делает условный Запад. Конечно, это «не наш метод», но возможности бы такие появились. А вот этого США и Евросоюз никак не могут допустить. Но тут надо подумать — а что выгодно самой России?
Telegram-канал «Черный лебедь»