Posted 9 октября 2023, 15:30
Published 9 октября 2023, 15:30
Modified 1 февраля 2024, 20:34
Updated 1 февраля 2024, 20:34
Происходящее в Израиле военное обострение имеет несколько измерений. Одно из них — откуда у атакующих в таком большом количестве ракеты, которые к тому же могут временами обходить систему ПРО «Железный купол»?
Премьер-министр Беньямин Нетаньяху еще в конце июня говорил о том, что Израиль видит в поставках Украине западного вооружения риск для собственной безопасности. Тогда он упоминал, что «это не является какой-то абстрактной угрозой, так как западные системы, включая, например, противотанковые комплексы, мы уже сейчас обнаруживаем на границах в точках соприкосновения с группами вооруженных людей, которых поддерживает Иран». Безусловно, происходящее в Израиле усилит скепсис тех конгрессменов США, которые видели в поставках вооружения на Украину коррупционные схемы, но теперь ситуация пахнет керосином.
А еще возникает вопрос: Иран точно замешан в тех атаках, с которыми сталкивается Израиль? Достоверного ответа на это ни у кого нет. Точнее говоря, тот ответ, который возник в ключевых медиа Запада («да, замешан»), уже существует отдельной жизнью вне зависимости от того, какова на самом деле реальность. И поэтому Вашингтон создает ситуацию, при которой будет вынужден, в соответствии со своей общей линией, усиливать санкционное давление на Иран. А ведь из-за отчаянной ситуации с нефтью власти США стали какое-то время назад смотреть сквозь пальцы на рост экспорта иранской нефти и на то, что в итоге Тегеран нарастил добычу сырья до максимума за последние пять лет.
Вашингтон был вынужден так поступать, поскольку собственный стратегический резерв нефти в США сейчас на 44,7% меньше, чем был в начале президентского срока Джо Байдена, и составляет 350,98 млн баррелей, что соответствует примерно 17 суткам потребности американской экономики в этом энергетическом товаре. Траты из этой «заначки» не давали сильно вырасти нефтяным ценам в мире, но ведь и ОПЕК тоже не дремала. Организация договорилась о сокращении добычи на 1,5 млн баррелей/сутки, Россия и Саудовская Аравия в настоящее время вносят самый весомый вклад в такое уменьшение. Более того, Эр-Рияд готов пойти на отказ от сокращения добычи нефти только тогда, когда баррель сырья будет устойчиво выше $110.
Любопытно, но 60 лет тому назад война Йом-Кипур (Арабо-израильская война), которая продолжалась с 6 по 25 октября, имела долгосрочные последствия для мирового рынка. За семь лет нефть подорожала с 5 до 50 долларов/баррель, а тройская унция золота поднялась с $42,22 до $875. Более того, всего лишь за год ключевые биржевые индексы Уолл-стрит рухнули в среднем на 50%.
Повторится ли аналогичный ценовой сценарий на этот раз? Вероятность этого очень высока, хотя есть нюанс: США продолжают контролировать торговлю «бумажной нефтью» в мире, то есть сделки с беспоставочными фьючерсами. Плюс во времена мировой нестабильности глобальные инвесторы по привычке бегут в доллары.
Биржевой индекс в Израиле — TA-35 — на фоне происходящих событий падал более чем на 6%, демонстрируя рекордный спад с марта 2020 года. Израильский шекель по отношению к доллару США снизился до семилетнего минимума.
Инвесторы бегут в доллары, но также стали убегать из облигаций США, что толкает процентные доходности по этим бумагам вверх. И все это указывает на то, что высокая долларовая инфляция, с помощью которой США будут обесценивать свои долги, будет реальностью вне зависимости от того, что будет сообщать американское Бюро статистики.
Telegram-канал «Черный лебедь»