Posted 6 октября 2023, 17:00
Published 6 октября 2023, 17:00
Modified 1 февраля, 20:33
Updated 1 февраля, 20:33
Несмотря на то, что дедолларизация мировой экономики не происходит, существуют определенные риски для доллара.
Даже те изменения, которые отмечаются, например, The Wall Street Journal, не говорят о процессе дедолларизации. Несмотря на некоторое падение доли мировых валютных резервов, размещенных в долларах США, она остается на уровне почти 60%; более того, это не указывает на тенденцию сокращения доли доллара в расчетах. При подобном сокращении не происходит соответствующего замещающего роста со стороны какой-то иной валюты — даже если доллару доверяют меньше, альтернативы для него по-прежнему не видят. В случае нарастания мирового кризиса иные валюты будут испытывать на себе более серьезное воздействие, так что в глобальной рецессии может снова наблюдаться рост доллара в резервах.
Помимо этого, WSJ приводит как пример отказа от доллара тот факт, что некоторые страны, в частности Бразилия, Россия и Аргентина, все чаще стали использовать в расчетах китайский юань. Однако надо отметить, что эта мера является исключительно вынужденной во всех случаях.
В случае Бразилии надо иметь в виду, что Китай является ее крупнейшим торговым партнером — по итогам 2022 года оборот между двумя странами составил рекордные $150 млрд. При этом экспортирует Бразилия сырье, а импортирует — товары с высокой добавленной стоимостью. Характерно, что 80% своих резервов Бразилия держит в долларах.
Аргентина, со своей огромной инфляцией и регулярными дефолтами, нашла в Китае источник кредитования, а самолеты с наличными долларами с прежней регулярностью летают в Буэнос-Айрес из Далласа. Отсутствие в стране достаточного количества долларов может вызвать панику и окончательно обрушить местный песо.
Ситуация с Россией, как и последствия подобного перехода, очевидны.
Фактически дальше разговоров и многочисленных заявлений на различных международных саммитах и встречах дело пока не идет. Однако тенденция именно в этом: расширено окно Овертона, позволяющее не только задумываться о возможности отказа от долларовых расчетов, но и выстраивать — постепенно и осторожно — альтернативные варианты расчетов.
С точки зрения перспектив сокращения доли долларов в мировом обороте вызывают интерес не возникающие расчеты в юанях. Сам Китай стабильно имеет долю резервов в долларах порядка 50% (а с учетом опосредованных вкладов, через Бельгию и карибские офшоры, — существенно больше) и пока полностью заинтересован в сохранении существующего финансового миропорядка. Гораздо более перспективными с точки зрения отказа от доллара представляются договоренности о финансовых операциях между странами с использованием собственных валют, как, например, между Южной Кореей и Индонезией.
Основные риски для доллара по-прежнему находятся в США. Имея общий долг в размере более $33 трлн, который продолжает стремительно увеличиваться, США испытывают явные сложности с его обслуживанием: платежи по долгу выросли до 5% (ранее они составляли всего 0,25%). С учетом того, что в 2023 году прирост долга не уменьшается за счет инфляции, а темпы прироста ВВП остаются на низком уровне, можно говорить о том, что кризисные тенденции в американской экономике могут усиливаться и оказывать влияние на падение роли доллара в мире.
Telegram-канал «Незыгарь»