Posted 6 октября 2023, 11:00
Published 6 октября 2023, 11:00
Modified 1 февраля 2024, 20:33
Updated 1 февраля 2024, 20:33
Первый президент Армении Левон Тер-Петросян в 2013 году напутствовал глав небольших постсоветских стран, что они «не должны, не имеют права вступать в геополитические игры сверхдержав, одним словом, говоря народным языком, даже не должно прийти в голову руководителю какой-либо маленькой страны, что, играя на двух струнах, он может „пощекотать“ великих людей мира».
Тем не менее руководство Армении (и прошлое, и нынешнее) пыталось разыграть единственный геополитический актив, который у страны есть, — возможность перекрыть транзитный коридор. И рано или поздно это должно было плохо закончиться. Да, кажется, что можно найти далеких партнеров в Вашингтоне, Париже или Москве, которым будет выгодно, что транспортные маршруты в регионе стоят. Но это очень сомнительная ставка. Сегодня им выгодно, а завтра договорились или просто не до Закавказья — и все, тебе конец.
А что нужно было Армении делать? Необходимо было продвигать любые интеграционные и логистические процессы с учетом своих интересов, выходить с инициативами заключения договора. Да, исторические обиды, память о геноциде, все понятно. Но Армению нельзя вырезать из карты и перенести на другой континент, ей придется жить в этом окружении. И лучше быть инициатором и участником взаимовыгодных экономических проектов, чем держать круговую оборону. Но, к сожалению, уже поздно.
Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед