Posted 6 октября 2023, 07:00
Published 6 октября 2023, 07:00
Modified 1 февраля, 20:33
Updated 1 февраля, 20:33
Российский государственный социальный университет решил создать свою собственную систему социального рейтингования внутри самого учебного заведения. Цель — протестировать и, возможно, начать продавать на сторону эту полезную разработку. При этом сообщается, что идея во многом копируется с китайской модели «кредитного рейтинга» (или более широко — «социального кредита»).
Здесь нужно учесть несколько моментов. Во-первых, сама по себе идея рейтингования — ни плохая, ни хорошая. Все зависит от того, с какой целью вообще она вводится и для чего будет использована. Как обычно, главный вопрос — «зачем», вопрос стратегии. С этим пока неясно, хотя, возможно, для тестовой системы он и неважен. Каждый потенциальный покупатель системы может отвечать на этот вопрос по-своему.
Во-вторых, подобные системы относительно адекватны только в том случае, если они обладают оптимальным размером. Слишком маленькие системы рейтингования будут слишком дорогими с точки зрения администрирования. Слишком большие становятся слишком сложными для управления.
Китай уже буквально «воткнулся» в стремительное нарастание сложности управления своей системой социального рейтинга. К примеру, в ней возникли определенные противоречия, связанные с тем, что китайцы используют консервативное поведение человека, который ведет относительно размеренную жизнь, подчиненную примерно одному алгоритму. Однако эта модель дает сбой, когда человек резко меняет стиль жизни, скажем, при переезде в другое место, при смене работы — система воспринимает изменение поведения человека как сбой и какое-то время адаптируется к новым поведенческим стереотипам, а в ходе адаптации может снизить рейтинг, что вызывает понятные противоречия и в самой системе, и в поведении человека. Попытки разработчиков вводить поправки на мобильность каскадно усложняют все алгоритмы. Пандемия выявила массовые проблемы, связанные как раз с резкой сменой поведения людей, которых заперли по домам, а значит, пришлось вводить в срочном порядке новые критерии благонадежности и дорабатывать их в ходе террора.
И это только одна из проблем, а их в процессе внедрения появляется все больше. Это рано или поздно приведет к структурным сбоям, которые будут переходить в системные. Поэтому возникла новая идея создания многоуровневых систем, объединенных между собой дополнительными связями. Но это все равно усложнение, и с каждой новой итерацией все это становится все менее управляемым.
В общем, китайская модель в теории хороша (для китайцев), но пока очень далека не только от идеала, но и от беспроблемного использования. Что, впрочем, совершенно не мешает эксплуатировать то, что уже отработано. А сделано за десять лет очень много.
Трудно сказать, как именно в РГСУ будут косплеить эту систему, но понятно лишь то, что это будет очень и очень урезанная и вряд ли хорошая копия. С крайне ограниченным функционалом и с весьма сомнительными перспективами на расширение возможностей.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик