Posted 5 октября 2023, 15:00

Published 5 октября 2023, 15:00

Modified 1 февраля, 20:33

Updated 1 февраля, 20:33

Telegram-канал «Свинское чаепитие». Удастся ли сдержать рост цен на топливо в России?

5 октября 2023, 15:00

Итак, запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, который начал действовать с 21 сентября, приносит определенные плоды: топливный рынок стабилизировался — по крайней мере, так заявил вице-премьер Александр Новак. Средняя розничная цена дизельного топлива в России за неделю с 25 сентября по 2 октября снизилась на 0,14%, или на 9 коп. — до 64,9 руб. за литр. В общем, правительству удалось создать переизбыток предложения на рынке.

Но каков, так сказать, tradeoff такой политики?

В России производится в 3 раза больше дизельного топлива, чем потребляется, а бензина — на 10-15% больше. Но если с 15-процентным профицитом еще можно что-то сделать, то с трехкратным перевесом все намного сложнее. Сейчас нефтеперерабатывающие заводы активно заполняют хранилища. Но когда эти хранилища будут полностью заполнены, придется сократить объем переработки. При этом упадет выпуск бензина.

Россия экспортировала около 1 млн баррелей дизельного топлива в сутки. Средняя цена за баррель — $150. Соответственно, РФ теряет $150 млн в день.

Существует также фактор риска для новых партнеров. Раньше, как известно, основным покупателем российского дизельного топлива была Европа, у которой был профицит производства бензина и дефицит дизеля. Это связано с тем, что Европа начала переходить на дизельные автомобили, а европейские НПЗ производили меньше дизельного топлива, чем требовалось. Однако в феврале вступило в силу эмбарго на российские нефтепродукты. В итоге Россия нашла новые рынки сбыта — Северную Африку, Турцию, Бразилию, Саудовскую Аравию. Но как только были налажены новые логистические цепочки, приходит новость — Россия запретила экспорт дизельного топлива. Нехорошо.

Вообще, тут можно высказать довольно непопулярное мнение о том, что фундаментальная причина сложившейся ситуации заключается в том, что правительство в один прекрасный день решило экранировать (отгородить) потребителей от колебаний цен на топливо. То есть обеспечить относительную стабильность цен. Но проблема в том, что дизельное топливо и бензин — рыночные товары, которые имеют мировую цену (в долларах). Эти цены подвержены волатильности. А Россия — не закрытая страна (даже в нынешних условиях) и торгует с внешним рынком. И для того, чтобы поддерживать стабильные цены внутри страны при колебаниях на внешнем рынке, приходится прикладывать немало усилий.

P. S. Вроде как поговаривают, что на днях запрет на экспорт будет частично снят.

Telegram-канал «Свинское чаепитие»

Подпишитесь