Posted 4 октября 2023, 13:01
Published 4 октября 2023, 13:01
Modified 1 февраля 2024, 20:33
Updated 1 февраля 2024, 20:33
Неравноправное отношение федерального (советского, ранее имперского) центра и регионов — это вечная проблема России. Так она устроена. На позднеимперский Петербург уходило до 40% всех расходов бюджета. Сейчас Москва хоть и донор бюджета, но около 80% всех капиталов страны сосредоточено в столице. Треть всего потребления страны, а по каким-то позициям и половина (например, новых иномарок) — это Москва. Так что лелеять надежду на то, что вдруг в стране появится успешная региональная политика, не стоит. Это историческая колея.
К слову, что такое успешная региональная политика. Когда происходило воссоединение Германии, в 1991 году подушевой ВВП в ГДР составлял 32% от уровня ФРГ. К 2010 году это соотношение стало 70%. В Германии был создан фонд, в который шел специальный налог с территории ФРГ на выравнивание уровня жизни в бывшей ГДР. В общей сложности на ГДР западная часть Германии потратила 1,2 трлн евро — и все равно не довела уровень жизни там до 100% ФРГ. Тем не менее успехи у такой региональной политики были.
В России на выравнивание жизни Москвы и регионов нет не только 1,2 трлн евро (120 трлн руб.), но не наберется и 100 млрд евро — бюджет с этого года дефицитный, и всем регионам предлагается «по одежке протягивать ножки». В стране теперь есть только одна «приоритетная задача», а все остальные — второстепенные.
Так что, как и прежде, всем россиянам по-либеральному, а не по-патерналистски придется быть самим кузнецами своего счастья.
Как и ранее, у России есть три главные точки притяжения людей — Московская и Петербургская агломерации, Причерноморский макрорегион с центром в Краснодарском крае. Эти три точки и дальше будут «пухнуть», потому что там есть деньги, а в Краснодарском крае — еще и хороший климат.
Можно много сочинять нацпроектов и программ, для которых требуются переселение работников, но люди осядут только там, где есть деньги и хотя бы среднего уровня климат. Плюс это должна быть агломерация с относительно высокой плотностью населения, предполагающая хорошие сервисы — образование, медицину, досуг, пространство для самореализации. Плюс инфраструктура, экология и безопасность. Это тот обязательный набор условий, без которых не получится сделать успешный регион.
Если мы посмотрим на экономико-географическую карту России, то кроме вышеназванных трех точек притяжения под эти условия еще попадет, наверное, только один Татарстан. Отчасти — Екатеринбург, но именно как город, а не вся Свердловская область.
На втором уровне будет происходить стягивание населения в крупные региональные центры. Центростремительный процесс в миниатюре. В первую очередь это касается регионов Нечерноземья — где умирают уже не только деревни (точнее, значительная их часть уже умерла), но и малые города даже на уровне райцентров. Нечерноземные регионы так и не справилось с задачей репозиционирования (например, по проектам развитых фермерских усадеб и исторического туризма). Там исторически правят очень слабые губернаторы и местные элиты, а географическая близость Москвы и Петербурга действует для населения как магнит.
Принимает ли эти правила игры население «глубинки»? Принимает — особенно социально активные граждане. Соцопросы подтверждают это. В апреле 2022 года HeadHunter спрашивал соискателей, готовы ли они переехать в другой регион, если им там предложат достойную работу. Однозначно не хотели никуда переезжать 22%. В 2020 году их был 31%. Прогнозируемо в лидерах по возможному переселению была традиционная вышеупомянутая тройка: Москва — 22%, Краснодарский край — 16%, Петербург — 11%.
Но самой интересной частью опроса, на мой взгляд, было выявление наиболее активной переселенческой группы по возрасту. Ею стали люди старше 55 лет. Предпенсионеры хотят достойно встретить свою старость в благополучном регионе. И это новый долгосрочный тренд.
Павел Пряников, публицист, автор Telegram-канала «Толкователь» — для Telegram-канала «Незыгарь»