Posted 29 сентября 2023,, 07:00

Published 29 сентября 2023,, 07:00

Modified 1 февраля, 20:32

Updated 1 февраля, 20:32

Telegram-канал «Каспийский Ходжа Насреддин». Есть ли выход из крайне непростой ситуации в Карабахе?

29 сентября 2023, 07:00

Карабахский конфликт закончился, пожалуй, одним из худших сценариев — исходом армянского населения из региона. В итоге проиграли все стороны. Армяне лишились родной земли и вынуждены будут жить в изгнании. Азербайджанцы получили контроль над землей без людей с обвинениями в «этнической чистке». Армяне Карабаха могли бы стать мостом между странами, если бы остались в Азербайджане, показав тем самым способность жить вместе с азербайджанцами, однако стали очередной разъединяющей на долгие годы болевой точкой, которая уже не забудется.

Виноваты здесь все и никто. Обе стороны избрали поведенческие модели, исходя из логики предыдущих конфликтных лет. Ереван тянул время, не желая принимать болезненные решения, Баку не мог бесконечно дожидаться, действовал решительно и напористо. В итоге мир между странами, если он будет достигнут в виде соглашений, открытия транспортных коридоров, делимитации границы, будет омрачен болью обездоленных карабахцев. Пустой Степанакерт/Ханкенди станет памятником этой вражды, так как вряд ли Баку позволит вернувшимся в регион азербайджанцам жить в оставленных армянами домах.

Есть ли выход из этой крайне непростой ситуации? Теоретически — да! Если кто-то все же останется в Карабахе, а азербайджанские власти сумеют реализовать на практике заявленные планы по реальной реинтеграции карабахских армян с соблюдением их прав и обеспечением безопасности, это станет позитивным примером для уехавших. И, возможно, тогда появится шанс, что хотя бы часть из них вернется.

При таком благоприятном сценарии как минимум до ноября 2025 года особая миссия сохраняется у российских миротворцев, которые, увы, для обеих сторон вопреки реальной своей миссии стали чуть ли не врагами. Для Азербайджана они должны стать внешним свидетелем реализации позитивной повестки реинтеграции армянского населения, а для оставшихся армян — гарантами безопасности на земле.