Posted 28 сентября 2023, 11:00
Published 28 сентября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:32
Updated 1 февраля, 20:32
Энергетический кризис 2021 года четко расставил приоритеты — экономика важнее всяких Грет Тунберг. С тех пор ESG-повестка плавно и без особого резонанса в СМИ отошла на второй план.
Бюджеты по данной тематике уже душевно освоены. Диссертации написаны. Все, кому было надо, похайповали. И возникло четкое ощущение: с зеленой повесткой… допрыгались.
Сначала страны закрывали глаза на негативные экологические последствия возобновления добычи угля. Затем изменилась общая риторика по отношению к недружественным видам топлива в целом. Да, их эксплуатация приводит к выбросам метана и углерода в атмосферу, кислотным дождям, разрушению почв и в конечном итоге к природным катаклизмам, но ВВП же должен как-то расти.
Потребность в дешевой энергии даже заставила правительства вернуться к атомной энергетике. А ведь всего пару лет назад они приводили в пример Фукусиму и отказывались от этой идеи. Молодцы ребята, умеют переобуться, когда надо…
Как отмечает журнал Economist, в настоящее время строятся около 60 новых реакторов. Это должно увеличить мировые мощности атомной энергетики на 15% в течение ближайшего десятилетия. Неудивительно, что с начала года цена на уран подскочила почти на 40%, превысив $66 за фунт, и, по прогнозам, к концу года достигнет $80. Если так, то для российского бюджета это отличная новость. На Россию приходится более половины мировых поставок обогащенного урана: несмотря на 5,45% мирового производства, РФ обеспечивает 25% американских реакторов и 33% европейских.
Что дальше? Пока не улучшится геополитическая ситуация в мире и не восстановится баланс спроса и предложения на энергетическом рынке, неэкологичное топливо вряд ли исчезнет с горизонта. И самое главное — цены на него тоже не должны резко упасть, если только мировая экономика не погрузится в глубокую рецессию. Для нас это опять же хорошая новость в плане доходов.
Что касается ESG, то работа в этом направлении, безусловно, продолжится, но уже не так яро. Отсюда неудивительно, что хедж-фонды увеличили шорты против зеленых фондов.
Что же теперь делать хайпожорам? Я думаю, переключаться на новую повестку — борьбу с последствиями внедрения ИИ.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan