Posted 28 сентября 2023, 09:00

Published 28 сентября 2023, 09:00

Modified 1 февраля, 20:32

Updated 1 февраля, 20:32

Илья Гращенков. Важно было не множить исторические мифы, а активно их развенчивать

28 сентября 2023, 09:00

Карабахский кризис — старейший на постсоветском пространстве. Между Арменией и Азербайджаном идут переговоры с начала 1990-х, однако из-за разных моделей выхода из кризиса разрешить его не удавалось. Ереван отстаивал право наций на самоопределение, ссылаясь на Хельсинский акт, Баку стоял на позиции сохранения территориальной целостности.

После распада СССР в Закавказье изменилась палитра акторов влияния: возникли новые государства, позиции России ослабли, а США — укрепились. Кроме того, крупный западный капитал не давал упрочниться в богатом энергетическими ресурсами регионе Китаю. Но неожиданно для всех в 2020 году главными игроками здесь стали Турция и Иран. Затем лоббистские группы развернули информационную войну за политическую идентичность Нагорного Карабаха.

Тот политический субъект, который смог добиться доверия со стороны представителей конкретной идентичности — этнической, религиозной и политической, — обеспечивает себе прочную легитимность и поддержку: ценностную, идеологическую, электоральную, экономическую, военную и т. п. со стороны местного населения. Именно медиатехнологии конструирования политических идентичностей играли ведущую роль.

В конце 90-х армянские лоббисты добились финансирования Карабаха со стороны США, но им не удалось полностью склонить на свою сторону Госдеп. Помимо этого, изоляция и блокада НКР со стороны Баку способствовали формированию «синдрома осажденной крепости». В итоге медиа сыграли решающую роль в формировании новых мифов, многие из которых возникли за короткий срок. Этот процесс приобрел эффект мультипликатора и стал воспроизводиться как цепная реакция. Спорная территория прибрела роль центрального элемента формирования политической идентичности Армении, Азербайджана и самой НКР.

Немалое значение имели и технологии создания «образа врага» из оппонента (территория связывалась не с прагматичной, а с эмоционально-символичной — этнической и религиозной — проблематикой), и таких символов истории, как могилы предков. Политическая мифология зависит от силы пропаганды армянской либо азербайджанской стороны, которые имеют собственное видение вопроса «самого древнего народа», «исконной земли». Так, еще при СССР крупная дискуссия возникла вокруг фигур 26 бакинских комиссаров. Научные баталии сводятся к положениям исконности этноса на территории, рассмотрения другой стороны как пришлого народа, собственной жертвенности и проецирования истории на современность.

России, США, Турции, Армении, Азербайджану и другим участникам переговорного процесса важно было не множить исторические мифы, а активно их развенчивать, ведя Карабах к мирному урегулированию. Но в итоге конфликт был решен ситуативно и стремительно — победила точка зрения территориальной целостности. Сторонник идентичности — Рубен Варданян — теперь арестован в Баку по трем серьезным статьям. Армения в лице Пашиняна распускает НКР, тем самым завершая более чем 30-летний цикл борьбы двух этносов не только за право владения землей, но и за доминирование собственного мифа. Теперь миф станет чем-то вроде Израиля для евреев до образования сионистского государства.

Илья Гращенков, политолог

Подпишитесь