Posted 26 сентября 2023, 17:20
Published 26 сентября 2023, 17:20
Modified 1 февраля, 20:31
Updated 1 февраля, 20:31
Реформа инвестиционного налогового вычета (ИНВ), давно уже напоминающая бесконечный сериал, перешла в новую фазу: часть предлагаемых Минэкономразвития поправок к этому вычету была одобрена комитетом Госдумы по бюджету. Что называется, не прошло и полгода — ведь о подготовке по крайней мере существенной части таких поправок сообщалось еще в марте.
Что принесут эти поправки, если ИНВ наконец будет реформирован? Прежде всего, переход к единым параметрам этого вычета вне зависимости от того, в каком регионе реализуется проект. Если раньше регионы могли сами определять размер вычета, устанавливать, для каких именно инвестиционных проектов он может применяться, можно ли переносить остаток вычета на следующие периоды или нет, то после реформы все это будет стандартизировано. Будет установлен перечень оснований, по которым инвестор может претендовать на вычет, единый размер вычета (не более 25% капитальных затрат), единые требования к его предоставлению.
С одной стороны, 25%-ный вычет не очень-то похож на масштабный, учитывая, что сейчас он теоретически может достигать 100% капзатрат инвестора (10% — за счет федеральной части налога на прибыль, 90% — за счет региональной). С другой стороны, по факту таких масштабов он не достигает нигде — ведь регионы, вынужденные экономить, устанавливают массу ограничений на его получение. Например, в половине регионов, где введен ИНВ, пока его не получил никто. Да и в целом по стране объемы возмещений совершенно мизерные: по оценке Минэка, они составляют порядка 0,1% суммы инвестиций за 2018–2022 годы. А поскольку при унификации ИНВ регионы уже не смогут по своему усмотрению ограничивать круг получателей вычета и сроки этого получения, вполне может оказаться, что инвесторы в самом деле почувствуют расширение поддержки.
Однако все это будет зависеть от того, как именно будет налажена система компенсации регионам выпадающих доходов от предоставления ИНВ. Сейчас все это основано на дотациях: регионы, предоставившие ИНВ, получают компенсационные выплаты. В новой системе предлагается вместо дотаций выдавать регионам бюджетные кредиты. И если федеральному бюджету от такого изменения, может быть, и хорошо (ведь деньги со временем будут возвращены), то у регионов увеличение задолженности вряд ли может вызвать энтузиазм. А если, например, у инвестора проект не пошел или оказался убыточным, что будет с долговой нагрузкой региона? Вопросов пока остается больше, чем ответов.
Telegram-канал «Бла-бла-номика»