Posted 22 сентября 2023, 13:00
Published 22 сентября 2023, 13:00
Modified 1 февраля, 20:31
Updated 1 февраля, 20:31
На мой взгляд, это решение плохо сразу по многим причинам, и я, честно говоря, надеялся, что его отклонят. Во-первых, пошлина, которая будет взиматься по определенной формуле в зависимости от курса рубля, никоим образом не поможет ему укрепиться. Потому что вне зависимости от того, пойдут ли полученные деньги предприятию или государству, изменить соотношение экспорта импорта они не могут. Деньги пришли — и какая разница, кому внутри национальной экономики они достались? Их от этого ни больше, ни меньше не станет, по крайней мере поначалу. То есть как инструмент укрепления рубля мера работать не только не будет, но и не может.
Во-вторых, любое изменение правил игры в бизнесе — всегда дестабилизирующий фактор. Есть такое понятие — деловой климат, и в его рамках любые изменения потенциально вредны. Потому что нарушают производственные планы, заставляют предприятия их пересматривать, и так далее.
В-третьих, значение имеют размеры пошлины. Величина ее, на первый взгляд, является умеренной — например, 4% не выглядит какой-то страшной величиной. Однако надо понимать, что рентабельность российского бизнеса не по всем позициям велика, и усмотреть бизнес, у которого в текущих условиях рентабельность составляет 7% или меньше, довольно легко. И легко сообразить, что бизнес, у которого рентабельность сопоставима с размером пошлины, в случае ее введения теряет доходность вплоть до ухода в отрицательную область.
Вряд ли это будет массово, но с отдельными предприятиями такое может произойти, и часть предприятий, вполне возможно, сократят производство. И, к сожалению, пока нет ни малейшей возможности оценить, насколько эта опасность велика. Можно будет сделать это только постфактум: если остальные параметры будут более или менее стабильны, где-то через полгода действия пошлины, если ее не отменят, мы примерно поймем, какой вред она принесла.
Повторю: увеличение фискальной нагрузки может привести некоторые виды бизнеса к потере рентабельности, а за этим довольно быстро следует сокращение производства. А у любого сколько-нибудь масштабного бизнеса есть подразделения более рентабельные и менее рентабельные. Менее рентабельные могут закрыться — на время или, если эта мера будет действовать долго, совсем. Объем производства из-за этого снизится. Принесет ли это пользу экономике, большой вопрос.
Поэтому мне и кажется, что это решение вредное. И, видимо, нацелено оно не на укрепление курса рубля, а только на пополнение бюджета. Ради этого в Минфине и изобрели такой дополнительный вид фискальной нагрузки, а то, что ее формула привязана к курсу рубля, сущность ее меняет слабо. Это все равно дополнительная фискальная нагрузка. Как она воздействует в условиях, когда большая часть бизнеса не растет, тоже понятно. Прямо или косвенно, она ведет к сокращению объема производства.
При этом немножко снизится занятость, но сейчас рынок труда перегрет, поэтому напрямую это на нем больших эффектов не вызовет. Но по мере сокращения объемов бизнеса бюджет будет терять доходы. В общем, ни даже теоретически достичь укрепления рубля такими методами невозможно, ни надолго увеличить доходы бюджета. И неслучайно именно Минфин выступил с этой инициативой, поскольку из всех ведомств именно это максимально заинтересовано в повышении доходов бюджета прямо сейчас.
И конечно, удивительно, насколько быстро эта инициатива была внедрена. Обычно есть какой-то период обсуждения, а тут прямо сразу, без пауз. Крайне необычно…
Сергей Хестанов, экономист — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»