Posted 20 сентября 2023, 17:30
Published 20 сентября 2023, 17:30
Modified 1 февраля 2024, 20:31
Updated 1 февраля 2024, 20:31
Надвигающаяся очередная волна коронавирусной инфекции — это новая развилка для власти. С одной стороны, есть риск получить лимон, с другой — предоставляется дополнительная возможность превратить его в лимонад.
Изначально тему вируса и нового штамма, еще более грозного, чем предыдущие, актуализировала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Однако тему с удовольствием подхватили и в России — в медиаполе вновь ворвалось обсуждение вакцин, масочного режима и открытия госпиталей. Таким образом, произошла стремительная легитимизация «вирусной повестки».
Для властей возвращение коронавируса в повседневные реалии сродни действительно сказочному указателю — надо выбрать путь и не ошибиться. Очевидно, пока просматривается несколько сценариев дальнейшего развития коронавирусной повестки.
Жесткий, при котором будут вводиться ограничения, хотя и не такие суровые, как в 2020–2021 годах. В частности, следует ожидать введения масочного режима в организациях, возможной принудительной вакцинации сотрудников из групп риска, открытие в регионах ковидных госпиталей. При этом власти всячески постараются избежать экономического прессинга бизнес-субъектов, понимая, что нового удара многие могут просто не пережить.
Такой сценарий выглядит неоднозначно: он запускает волну общественной тревожности среди мнительной части населения, добавляет раздражения среди так называемых ковид-скептиков и тех, кто считает, что «это все придумал Черчилль в 18 году». Вместе с тем произойдет неизбежное смещение акцентов с продолжающейся СВО на эпидемию. Власть, опираясь на актуальную социологию, прекрасно отдает отчет в том, что конфликт на Украине затянулся, и даже лояльная часть общества перегружена милитаристской тематикой. СВО перешла в рутинный режим и, согласно социологическим замерам, уже не является драйвером патриотических настроений. Смещение фокуса внимания с одной негативной темы на другую выглядит эффективным и вполне укладывается в теорию доминанты по Ухтомскому.
«Белорусский» сценарий, при котором власти попытаются игнорировать коронавирус («я в него не верю — значит, его нет»), может быть запущен в двух случаях: а) если волна коронавирусной инфекции окажется значительной, а средств и административной готовности для ее эффективного купирования будет недостаточно; б) если социологические замеры продемонстрируют усталость населения от ковидной темы и сопровождающих ее различных ограничений.
Промежуточный сценарий выглядит наиболее перспективным. В его рамках власти получат возможность маневрировать. Приход ковида и возвращение ограничений предоставляет возможность объяснять изменения в рабочем графике первых лиц страны, вводить необходимые ограничения исключительно в ручном режиме. При этом в наиболее уязвимом положении вновь оказываются руководители регионов: наделение их дополнительными полномочиями в контексте борьбы с инфекцией, как показал опыт прошлых лет, далеко не всегда сопровождалось выделением необходимого финансирования. Поэтому главам регионов предстоит лавировать между двумя огнями — эпидемией и СВО.
Илья Гращенков, политолог