Posted 19 сентября 2023, 11:00
Published 19 сентября 2023, 11:00
Modified 1 февраля, 20:30
Updated 1 февраля, 20:30
Все-таки в Карабахе началось. В последние недели многократно писал и говорил об очевидном и растущем риске эскалации. Другой вопрос, что сроки ее начала обозначал как третью декаду сентября — после Генассамблеи, чтобы смазать возможность Еревана отыграть обострение на международном треке, где его позиции очевидно сильнее.
Похоже, российский миротворческий контингент просто отодвинули в сторону, что также было ожидаемо.
К сожалению, если это действительно та операция, которую ждали, боялись и к которой готовились все стороны конфликта, то ее завершение станет финалом карабахской независимости. Слишком силен дисбаланс сторон, чтобы рассчитывать на ничью. Тем более в Баку и не допустят теперь этого. В прошлый раз, похоже, сработало международное давление, нежелание видеть потоки беженцев и ошеломление от успеха, желание вначале закрепиться на отвоеванных позициях. Сейчас же только решимость «окончательно решить» карабахский вопрос. Причем существует вероятность, что боевые действия окажутся перенесены и на территорию Армении для создания коридора в Нахичевань.
Три месяца назад в интервью одному армянскому агентству сказал, что с учетом роста рисков стоило бы заранее начать готовиться к приему беженцев. Что азербайджанская операция осенью очень вероятна и, чтобы не размещать тысячи людей в палаточных городках под дождем и снегом, стоит заранее подготовиться к худшему варианту развития событий. Насколько понимаю, никакой подобной подготовки за это время так и не произошло. Была ли подготовка к конфликту — скоро узнаем, но соотношение сил не в пользу Армении.
И да — все это, как и порванный фактически документ о перемирии и размещении миротворцев, наглядно демонстрирует реальные вес и возможности России в Закавказье. Поражение Армении, скорее всего, ознаменует окончательный разворот Еревана от Москвы. Но сейчас это не главная и не самая свежая новость. А главное — что, к сожалению, снова погибнут люди, с обеих сторон. Люди, которые могли бы жить, если бы политики и дипломаты были чуть вменяемее и эффективнее…
Андрей Никулин, философ, политолог