Posted 15 сентября 2023, 15:01
Published 15 сентября 2023, 15:01
Modified 1 февраля 2024, 20:30
Updated 1 февраля 2024, 20:30
Который день все носятся как с писаной торбой с обсуждением критериев допуска на Олимпиаду. По большому счету, ничего не изменилось по сравнению с речами Томаса Баха от февраля этого года. Есть только одно уточнение: отсутствие пресс-конференций для россиян, которые будут выступать в нейтральном статусе.
Впрочем, будем ли мы на этих Играх вообще — большой вопрос. Быть юридически допущенным на Игры — это только полдела. Надо иметь подтверждение своих высоких притязаний соответствующими спортивными результатами. Для этого получают олимпийские лицензии на разнообразных турнирах, сертифицированных МОКом. Именно с этой целью и возникла летом тема о том, что наши спортсмены должны вне конкурса выступить в сентябре на Азиаде. Без конкурса — это без медалей, без призовых, но с возможностью отобраться на главные для себя Игры.
Спортивные чиновники изображали, что все ждут приглашения. Но если нет официальной российской делегации — значит, и нет поводов для писем ей. МОК и другие спортивные структуры четко дали понять: список допущенных спортсменов будет формироваться где угодно, но только не на Лужнецкой набережной. Однако ж в России основная задача спортивных чиновников — не осуществлять всестороннюю поддержку спортсменов, а в первую очередь держать нос по ветру. Стало страшно оказаться не в тренде. Все стали ждать сигналов сверху. А наверху в последние пару лет уж точно не до спорта. А ведь это самое страшное для исполнителей. Переобуться в воздухе они всегда успеют. Но если совсем сигналов нет, как поступать-то? Можно решить самим, а потом попасть под серьезную раздачу. Не вариант.
Поэтому принято было решение вообще ни на что не реагировать. Наступил сентябрь — сроки, чтобы заявиться хотя бы на Азиаду, тоже закончились. Судя по всему, испуг чиновников так и не улетучится вплоть до Олимпиады-2024. И теперь очень силен соблазн демонстративно отказаться от Игр руками самих же спортсменов. За минувшие полгода по указанию сверху уже озвучена самими спортсменами (как правило, из числа выбранных в Комиссию спортсменов ОКР), а чаще — бывшими спортсменами, депутатами и праздными экспертами-пропагандистами куча тезисов на эту тему: как же мне ехать, если не все спортсмены из России в равных условиях, если не допущены сборные команды, — это будет предательством по отношению к ним; если выдвигаются политические требования; если придется унижаться перед теми, кто нас не любит…
Подобные тезисы легко разбиваются контраргументами, но те, кто их вбрасывает, заинтересованы не в честной дискуссии, а в создании тренда. Мол, спортсмены сами решили не ехать — мы не могли не послушать их голос, их позицию честных патриотов. Поэтому какой потом с нас будет спрос? Спортсменов и их позицию мы уважаем.
Допускаю, что магистральный путь намечен: нас готовят к тому, что Россия сама объявит бойкот Играм. Делать это руками депутатов неправильно. Политики высшего звена поддержат решение уже после. Это будет не их решение, а решение спортсменов.
Все максимально напоминает 1984 год. Политическое руководство СССР страшно хотело «включить ответку» за бойкот Москвы-80, когда не приехали 65 стран. Инфоповода для «ответки» все никак не находилось. Поэтому всю весну нам рассказывали о том, что для советских спортсменов будут созданы неподобающие условия проживания, что готовится куча провокаций, и что в таких условиях ехать выступать нельзя. В итоге 12 стран не поехало. Огромное число спортсменов лишились своих потенциальных медалей и славы.
В этот раз режим «можем повторить», похоже, готовятся срежиссировать умнее: это будет якобы решение самих спортсменов. А власть — с народом. Она решение своих спортсменов поддержит. Так что даже и обвинить будет некого.
Николай Яременко, спортивный журналист — для Telegram-канала «Незыгарь»