Posted 14 сентября 2023, 07:03
Published 14 сентября 2023, 07:03
Modified 1 февраля, 20:30
Updated 1 февраля, 20:30
Российско-северокорейские отношения имеют ограничитель в виде санкций, которые, как известно, бывают двух уровней — международные (введенные Советом безопасности ООН) и односторонние. С последними все просто — их исполняет тот, кто ввел (или присоединился). А вот первые обязательны для всех членов ООН.
Впервые международные санкции против Северной Кореи были введены в 2006 году, когда Ким Чен Ир свернул политику диалога с Южной Кореей и начал реализацию ядерной программы. После первого испытания в 2006 году Совет безопасности ООН ввел первые санкции, запретив экспорт в Северную Корею ряда наименований военной техники и предметов роскоши. Тогда же был создан Комитет Совбеза ООН по санкциям в отношении КНДР.
В 2009 году, после второго испытания, санкции были ужесточены — расширено эмбарго на поставки оружия КНДР, а членам ООН было рекомендовано досматривать все корабли, идущие в КНДР, и уничтожать любые грузы, которые могут иметь отношение к ядерной программе. Тогда же была учреждена группа экспертов, которая должна заниматься проблематикой санкций, причем ее работа требует ежегодного продления.
В 2011 году Кима-второго сменил Ким-третий, но ситуация ухудшилась. В 2013 году Северная Корея запустила спутник с помощью баллистической ракеты (беспокойство международного сообщества вызвал именно «ракетный» фактор) и провела третье испытание ядерного оружия. В ответ Совбез конкретизировал санкции по досмотру кораблей и ввел новые, направленные против денежных переводов в КНДР.
В 2014 году, после свержения Януковича и присоединения Крыма, отношения между Россией и Западом испортились, но в северокорейском вопросе инерция оставалась мощной. Тем более что сохранялась надежда на договоренности с Западом в будущем. В 2016 году Северная Корея провела четвертое испытание, после чего Совбез запретил экспорт из КНДР золота, ванадия, титана, редких и редкоземельных металлов, а также экспорт угля и железа в целях извлечения прибыли. Был ограничен экспорт угля и запрещен экспорт меди, никеля, цинка и серебра.
В 2017 году в ответ на развитие ракетной программы Северной Кореи были приняты три резолюции Совбеза. Первая полностью запрещала экспорт из КНДР угля, железа, свинца и морепродуктов. Вторая ограничивала импорт в КНДР нефти и нефтепродуктов, создание совместных предприятий с участием северокорейского капитала, а также экспорт северокорейского текстиля, газового конденсата и жидкостей в государства-члены ООН. Третья же еще более ограничила импорт сырой нефти и нефтепродуктов, запретила экспорт продуктов питания, машин и электрооборудования, призвала к репатриация всех граждан Северной Кореи, получающих доход за рубежом. Впрочем, формулировка «призвала» довольно размыта, и граждане Северной Кореи продолжают работать в России.
После 2017 года Россия новые санкции не поддерживала и поддерживать не собирается. Понятно, что после начала СВО это совершенно невозможно (Сергей Лавров только что прямо об этом заявил), — но и до этого Россия проявляла все больше скепсиса в отношении санкций против Северной Кореи (параллельно с заходом в тупик Минских соглашений по Украине).
Но старые санкции продолжают действовать. Идти на разрыв с ООН Россия не будет, так как это означает слом всей послевоенной системы международных отношений без создания новой. Китай в этом тоже не заинтересован. Отменить санкции нельзя без нового решения Совбеза, а при принципе единогласия постоянных членов это не получится (резолюции 1950 года по корейскому вопросу, принятые, когда представитель СССР покидал Совбез, действуют до сих пор). Но можно маневрировать в узких рамках принятых резолюций — например, в отношении северокорейских рабочих.
И есть нюанс — ежегодное продление работы группы экспертов, созданной согласно резолюции 2009 года; пока проблем с этим не было. Новое голосование ожидается в апреле 2024-го — интересно, как проголосует Россия.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co