Posted 7 сентября 2023,, 13:00

Published 7 сентября 2023,, 13:00

Modified 1 февраля, 20:29

Updated 1 февраля, 20:29

Дмитрий Лютягин. Так проблемы с поставками топлива на внутреннем рынке не решаются

7 сентября 2023, 13:00

Сейчас у нас возникла достаточно системная проблема с топливом, связанная в первую очередь с регулированием его рынка. Это регулирование должно осуществляться через налоги, акцизы, размер демпфера и так далее, но государство почему-то хочет сделать это другим способом. А такой подход, на мой взгляд, менее эффективен, чем традиционные инструменты.

Можно было бы, например, не снижать демпфер. Или повысить экспортные пошлины, или, допустим, заморозить на повышение акцизы, а еще лучше — снизить их. Это привело бы к охлаждению рынка и, на мой взгляд, к появлению дополнительных объемов топлива на внутреннем рынке. Что было бы полезно, если власти опасаются, что где-то у нас топлива недостаточно. Хотя в моем представлении проблемы с топливом на сегодня нет — производимые объемы могли бы удовлетворять в большей степени существующий внутренний спрос.

Так или иначе, я думаю, что решение запретить участникам рынка, не относящимся к НПЗ, продавать топливо на внешнем рынке, если оно будет принято, нужного эффекта не даст. НПЗ или другая структура, производящая продукцию, смотрят в первую очередь на то, почем и где ее можно сбыть. И если они видят, что в России с учетом того налогового режима, который у нас действует, сбывать ее не будет выгодно, они начинают ориентироваться на внешний рынок.

Если Индия или Бразилия предлагают за тонну дизеля или бензина, условно говоря, $1000-1500, то какие у производителя резоны не продавать топливо им, а продавать его в России дешевле? Любой продавец топлива в первую очередь посмотрит на котировки на внешних рынках и на реальные запросы потребителей с этих рынков, высчитает стоимость расходов на доставку и всевозможных налогов (экспортных пошлин в первую очередь) — и получит внутреннюю цену.

Если по этой цене он имеет ограничение на продажу внутри России, то есть ему запрещают поднимать цену, а он должен по идее поднять ее, то у него тогда прямая дорога на внешний рынок. Иначе с точки зрения бизнеса — никак. Мы вроде как живем в открытой экономике, значит, никто не работает себе в убыток. А если продажу на внешний рынок ограничат, оставив только у НПЗ такие права, остальные должны будут работать себе в убыток. Так как же можно этого требовать?

В общем, таким образом проблемы с поставками топлива на внутреннем рынки не решаются. А если поднять экспортную пошлину, экспортный нетбэк (цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя — прим. ред.) станет меньше, и топливо пойдет на российский рынок, а не за рубеж. К тому же само по себе ограничение прав продажи производителями или перекупщиками топлива за границу выглядит промежуточным шагом к тому, чтобы вообще ограничить экспорт российского топлива. Тогда как мы вроде бы хотим зарабатывать на экспорте, пока это возможно.

Дмитрий Лютягин, независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»