Posted 6 сентября 2023, 09:01
Published 6 сентября 2023, 09:01
Modified 1 февраля 2024, 20:28
Updated 1 февраля 2024, 20:28
С окончанием летних парламентских каникул в Британии начинается новый политический сезон, который грозит стать для премьера Риши Сунака крайне сложным. До конца следующего года в стране должны пройти очередные всеобщие выборы, и у кабинета Сунака остается все меньше времени, чтобы попытаться хотя бы сократить значительное отставание правящей партии в популярности от лейбористов. На данный момент опросы показывают, что Лейбористскую партию готовы поддержать на выборах 42-47% избирателей, а Консервативную — 27-28%.
Нельзя сказать, что Сунак за почти год пребывания во главе правительства не добился никаких успехов. Он достиг соглашения с ЕС об облегчении торгового режима в Северной Ирландии и в целом смог вернуть Британии после брексита более активную и конструктивную роль на международной арене. За счет жесткой финансовой политики удалось значительно снизить инфляцию — с 11% в начале года до 6,8% в июле. Но экономический рост в стране по-прежнему почти на нуле, нет прогресса в сокращении числа незаконно прибывающих в Британию мигрантов, не выходит из кризиса национальная система здравоохранения с ее длинными очередями на госпитализацию.
Да и имеющиеся успехи замечаются далеко не всеми жителями страны. Согласно опросу, проведенному для издания Politico, две трети британцев считают, что Сунак за время своего премьерства добился «очень малого» или вообще ничего. Тот же опрос показал, что только 42% жителей премьер-министр «симпатичен», а 46% так не думают. Можно предположить, что часть британцев отталкивает личное богатство Сунака и его семьи.
Немалая часть депутатов-тори и партийных активистов ожидают от премьера «перезагрузки» подходов к управлению. Они хотели бы, чтобы Сунак публично демонстрировал более решительный и наступательный лидерский стиль. Некоторые считают, что необходимо значительно обновить состав правительства. Произведенные на прошлой неделе минимальные перестановки в кабинете в связи со сменой министра обороны расцениваются как свидетельство чрезмерной осторожности премьера.
Вообще, к Сунаку прирос в стране имидж прагматичного технократа. Сможет ли он войти в образ лидера-бойца — большой вопрос. В принципе осенью у него будет для этого несколько возможностей. Сначала — выступление на первом для Сунака в роли премьера съезде правящей партии в октябре, на котором он мог бы предложить обществу какие-то яркие идеи. В начале ноября ожидаются существенные перестановки в правительстве, в ходе которых министерские посты должны получить более молодые лица. Наконец, в том же месяце будет озвучена королевская речь, в которой будет сформулирована законодательная программа на оставшийся срок полномочий правительства.
Тем временем почувствовавшие запах власти лейбористы стремятся предстать в глазах избирателей надежной и вызывающей доверие силой. Кир Стармер, который возглавил партию в 2020 году после левака Джереми Корбина, постепенно укреплял свои позиции и возвращал партию к политическому центру, который она занимала во времена Тони Блэра. В понедельник Стармер произвел масштабные перестановки в составе своего теневого кабинета. Главная особенность этих перестановок состоит в том, что в кабинет был введен целый ряд лиц, которые входили в состав лейбористских правительств Блэра и Гордона Брауна или были их советниками. Стармер, очевидно, исходил и из умеренно центристских политических позиций этих людей, и из их управленческого опыта. Стоит напомнить, что сам Стармер в 2008–2013 годах возглавлял Королевскую прокурорскую службу.
С другой стороны, были понижены в должностях или выведены из состава теневого кабинета некоторые представители «мягкого левого» крыла партии. Единственная левая фигура, не только сохранившая, но и укрепившая свои позиции, — это заместитель лидера партии Анджела Рэйнер. Она стала теневым вице-премьером и министром регионального развития. Рэйнер популярна в низах партии и имеет хорошие связи с профсоюзами. В целом у Стармера появилась единая и опытная команда, в которой не будет позволено публичное проявление разногласий и сомнений в позиции лидера.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co