Posted 31 августа 2023, 09:01
Published 31 августа 2023, 09:01
Modified 1 февраля, 20:27
Updated 1 февраля, 20:27
На саммите BRICS неделю назад было объявлено о готовности лидеров Китая и Индии к демаркации границы. Фактически это наиболее значимый результат встречи. Особенно оптимистичные журналисты поспешили написать, что Индия идет на сближение с Китаем и Россией, а значит, выходит из-под опеки США.
Но вчера случился очередной дипломатический скандал: министерство природных ресурсов Китая опубликовало новую государственную карту, где все спорные территории на границе с Индией обозначены китайскими, в том числе штат Аруначал-Прадеш. Что, в общем, может обозначать, что Китай готов к демаркации границы, но только по своей карте.
В двух словах — что это за спорные территории? Все они расположены в Гималаях вдоль границы с Тибетским АО. В XIX веке Тибет, находившийся в вассальных отношениях с манчжурской династией Цин, стал, как и вся Центральная Азия, ареной большой игры между Британской и Российской империями. По итогу в 1907 году между ними был заключен договор, по которому обе империи признавали суверенитет Китая над Тибетом. У тибетцев на этот счет было собственное мнение, и после свержения Цин они объявили о своей независимости. В 1914 году заключили договор с британскими администраторами Индии и признали британский вариант границ. Но китайский представитель отказался подписать такой вариант.
Территориальный спор всплыл после обретения независимости Индией и захвата Тибета коммунистическим Китаем. Между странами произошло несколько вооруженных конфликтов. Последний — на дубинах. По итогу Китай один район получил. Но большая часть спорных территорий — это безлюдные горные плато. А вот в восточной части Гималаев там целый штат — Аруначал-Прадеш с полуторами миллионами населения (небольшие тибето-бирманские племена). Китай его обозначает как китайский Южный Тибет.
С одной стороны, можно провести границу по фактической линии разделения, а с другой — и для Индии, и Китая территориальный вопрос принципиален. Страны большие, с сепаратистскими движениями в национальных регионах. Слабость показать нельзя.
Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед