Posted 29 августа 2023, 17:01
Published 29 августа 2023, 17:01
Modified 1 февраля, 20:27
Updated 1 февраля, 20:27
Налоговые выплаты закончились, но кардинального укрепления рубля мы так и не увидели: пара USD/RUB закрылась вчера на отметке 95,3, а EUR/RUB — на 103,2. Где эффект от роста цен на энергоносители? Может быть, экспортеры жульничают и оставляют часть выручки за границей, игнорируя договоренности?
Все гораздо проще. Несмотря на рост котировок, продажи российской нефти упали до самого низкого уровня за последние 15 месяцев, в том числе из-за замедления темпов роста Китая. Ситуация с газом не лучше: c 1 января по 16 августа 2023 года экспорт сократился почти на 80% по сравнению с предыдущим годом, а доходы от экспорта СПГ — на 42%.
В этом смысле вернуть рубль к значениям ниже $90 будет проблематично. Ужесточение же валютных ограничений — отнюдь не панацея. Контроль за движением капитала может в моменте поддержать наш «деревянный», но в долгосрочной перспективе ударит по «зарождающимся цепочкам поставок». В результате экономика замедлится, а потребительские цены снова вырастут из-за дефицита, и тогда ЦБ будет вынужден снова повышать процентные ставки.
Пойдем дальше. Михаил Задорнов (экс-глава Минфина — ред.) предложил механизмы, как можно вернуть рубль к 85: «Властям следует сократить бюджетное стимулирование экономики, обеспечить продажу валюты экспортерами и контролировать уход валюты бизнеса из страны».
Ну, про валютный контроль и контроль продажи валюты экспортерами мы уже поговорили. А что там насчет бюджетного стимулирования экономики? Боюсь, в текущих условиях это малореально.
Экономика сегодня держится на бюджетном стимулировании. Уменьшится оно — пойдет резкое падение всех показателей. Другое дело, что это можно делать не слишком долгосрочно. В долгосрок необходимо будет запускать другие механизмы стимулирования роста. Действительно, на одном бюджетном стимулировании далеко не уедешь. Можно и до гиперинфляции доиграться.
Какие это механизмы? Стимулирование частных инвестиций и создание для этого все новых и новых инструментов. А тут — проблема. Здесь уже нужно кардинально менять уровень доверия населения и бизнеса к системе. Мда… с этим у нас беда.
Что еще возможно сделать? Ну, наше традиционное — борьба со спекулянтами. Власти признали роль спекулянтов в обвале рубля. В момент падения рубля в системе наблюдались крупные заявки на покупку валюты — кто-то решил подзаработать. В принципе, следить за этим можно. И по рукам таким деятелям давать следует. Но главное — необходимо сделать такого рода операции невыгодными. Проблема в том, что спекулянт всегда играет по тренду. Если ЦБ сломает тренд и пару раз жестко накажет подобных товарищей, желания играть против курса рубля поубавится.
К чему я все это веду? Если только регулятор не вернется к ручному управлению, увеличив продажу валюты на рынке, рано или поздно мы снова увидим доллар на отметке 100…
Потребуется долгосрочная и филигранная работа. Но тренд на ослабление рубля ломать необходимо.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan