Posted 29 августа 2023, 06:59
Published 29 августа 2023, 06:59
Modified 1 февраля, 20:27
Updated 1 февраля, 20:27
Несколько слов об учебниках. Три очевидных и даже тривиальных пункта: (1) учебники для средней школы и уровня бакалавриата неизбежно выполняют не только обучающую, но и воспитательную функцию; (2) в той мере, в какой воспитательная функция относится к политике — а она всегда относится, — она сводится к формированию гражданского патриотизма; (3) гражданский патриотизм и политическая лояльность — не одно и то же.
Последний пункт, при всей его тривиальности, нуждается в пояснении. Эти два момента не только не тождественны, но и в чем-то противоположны. Воспитание гражданского патриотизма — долгоиграющий процесс. Его продуктом должен стать гражданин, который не откажется от патриотической позиции при смене власти. Если же патриотизм и лояльность практически отождествляются, то при смене власти от патриотизма ничего не остается.
Мы это уже проходили в СССР. Покуда он был силен, советских патриотов было полно. Когда СССР стал разваливаться как следствие политического краха, советских патриотов оказалось ничтожно мало, и это имело для советского проекта самые плачевные последствия.
Такая вот иллюстрация к той простой мысли — суммирую ее, — что отождествление патриотизма и лояльности в среднем и высшем образовании, принося лишь малые выгоды краткосрочно (потому что воспитание, в принципе, может быть только работой на длительную перспективу), как раз в длительной перспективе может оказаться абсолютно контрпродуктивным.
Григорий Голосов, политолог