Posted 26 августа 2023, 05:45

Published 26 августа 2023, 05:45

Modified 1 февраля 2024, 20:26

Updated 1 февраля 2024, 20:26

Александр Ивахник. Увеличение числа беженцев усиливает позиции правых радикалов

26 августа 2023, 05:45

Проблема беженцев вызывает острую реакцию не только в Британии, которая никак не может сократить количество пересекающих Ла-Манш мигрантов, или в Польше и Венгрии, наотрез отказывающихся принимать людей, чуждых национальной культуре и религии, но и в гораздо более терпимой Германии. На то есть серьезные основания.

За первую половину этого года число прошений о предоставлении убежища в стране превысило 175 тыс. Это почти на 80% больше, чем за тот же период прошлого года. Большинство просителей убежища — выходцы из Сирии, Афганистана и, как ни странно, Турции. Количество турок, подавших прошение, втрое увеличилось по сравнению с первой половиной 2022 года. Возможно, это те, кто после февральского землетрясения лишился средств к существованию, а также те, кому после недавних президентских выборов не по пути с режимом Эрдогана.

К этому надо добавить около миллиона украинских беженцев, въехавших в Германию с февраля 2022 года. Они, в соответствии с директивой ЕС, автоматически получают право на временную защиту, включая право на трехлетнее проживание и работу, доступ к социальным пособиям и медобслуживанию.

Понятно, что резкое увеличение числа беженцев ложится тяжелым бременем на социальную инфраструктуру, ставит в крайне сложное положение муниципальные власти, которые призваны обустраивать мигрантов и беженцев. Особые трудности вызывает нахождение жилья.

Германские политики, естественно, не подвергают сомнению пребывание в стране украинских беженцев. Но вот что касается выходцев из мусульманских стран, то все громче звучат голоса о необходимости ужесточить политику предоставления убежища. Видный христианский демократ, один из претендентов на пост лидера ХДС после отставки Ангелы Меркель Йенс Шпан на днях заявил: «Германии нужен отдых от полностью неконтролируемого наплыва мигрантов и беженцев. Интеграция людей, травмированных войной или насилием, требует времени и ресурсов. Это может быть сделано на должном уровне, только если число дополнительных просителей убежища резко снизится».

В июле депутат Бундестага от ХДС Торстен Фрай предложил отменить индивидуальное право на получение убежища. Правозащитники и левые политики обвиняют Фрая и других христианских демократов, разделяющих его позицию, в том, что они сдвигаются в сторону праворадикальной «Альтернативы для Германии». Популярность этой партии в последнее время сильно выросла. В июне прошлого года рейтинг поддержки АдГ составлял 10%, в марте этого года — 14%, а сейчас достигает 21% — твердое второе место после блока ХДС/ХСС, имеющего 27%. Не в последнюю очередь расширение числа сторонников АдГ связано с ее традиционно крайне жесткими антимигрантскими установками.

Вместе с тем настроения в пользу отказа от прежнего либерального курса в отношении мигрантов начинают проявляться и в рядах правящих социал-демократов. Недавно точку зрения о целесообразности отмены права отдельного человека на получение убежища озвучил в интервью RND Зигмар Габриэль, который был председателем СДПГ в 2009–2017 годах и вице-канцлером в коалиционном правительстве Меркель. «Попытка реагировать на современный феномен массового исхода, используя индивидуальное право на убежище и Женевскую конвенцию о статусе беженцев, не приведет нас к успеху», — заявил Габриэль.

Однако Германия является одной из немногих стран, где право на убежище зафиксировано в конституции. Ее статья 16а гласит: «Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище». И нынешнее коалиционное правительство в составе СДПГ, «Зеленых» и Свободной демократической партии не поддержит устранение этого права из основного закона. Глава МВД, социал-демократка Нэнси Фезер 23 августа заявила изданию Spiegel: «Я категорически против отмены индивидуального права на убежище». Ей вторит представитель «Зеленых» по вопросам внутренней политики Ламия Каддор: «Приостановление действия прав человека с целью ограничения миграции не может быть решением».

Правда, возвращаться к политике приема всех беженцев, которую практиковала Меркель в 2015 году, правительство также не намерено.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь