Posted 23 августа 2023, 15:06
Published 23 августа 2023, 15:06
Modified 1 февраля, 20:26
Updated 1 февраля, 20:26
Встреча представителей стран БРИКС в Йоханнесбурге оказалась полна неожиданностей. Хотя СМИ Запада настойчиво писали со ссылкой на многочисленные источники, что Индия выступает против расширения состава участников этого объединения, премьер-министр Нарендра Моди заявил, что выступает за. Более того, Моди уже в ходе неформального общения до официальной части активно предлагал коллегам критерии, по которым БРИКС будет присоединять своих стратегических партнеров. В поддержку расширения БРИКС выступили также главы ЮАР и КНР.
Со стороны Индии прозвучало предложение прямо на саммите одобрить вступление в БРИКС Индонезии. Если посмотреть на размер экономики Индонезии ($1,39 трлн), то она — самая крупная среди потенциальных стран-участниц. За ней идет Саудовская Аравия с ВВП в $1,06 трлн, и за присоединение Эр-Рияда активно выступает Пекин.
В целом начало саммита показало, что многие процессы в БРИКС не выстроены четким образом. Так, неожиданно, охрана на саммите грубо оттеснила от Си Цзиньпина сопровождавших его чиновников, наглухо закрыв перед ними двери и заставив главу КНР по несколько раз озираться в недоумении. Трансляция же даже открытой части встречи не велась в популярных социальных медиа.
Наконец, по повестке — и по денежным делам в частности. Глава Бразилии Лула да Силва заявил, что «создание валюты для торговли и инвестиций между участниками БРИКС расширит наши платежные возможности и уменьшит наши уязвимости». Его высказывание выглядело как пожелание, а не как конкретное предложение.
Если разбираться в ситуации детально, то за последние 8 лет Новый банк развития (НБР), созданный при объединении, привлек лишь $32,8 млрд, причем именно долларов. Экс-глава Бразилии Дилма Руссефф, которая с конца марта текущего года возглавляет эту финансовую структуру, заявила, что организация «готовится предоставлять кредиты в южноафриканских рэндах и бразильских реалах, чтобы снизить зависимость от доллара США». Возникает вопрос: а почему это нельзя было начать делать ранее, когда банк сам привлекал финансирование в долларах и в американской же валюте кредитовал? Ведь решение об НБР было принято 10 лет тому назад, на саммите БРИКС в Дурбане, также в ЮАР.
Удивительно, но на саммите не было ожидавшегося очного выступления главы КНР, в котором он лично осветил бы все важные вопросы с точки зрения лидера экономики № 2 в мире. Краткое обращение к участникам БРИКС от имени Си Цзиньпина было зачитано министром торговли КНР Ваном Вэньтао, а сам Си после прилета в Йоханнесбург «пропал» на 22 часа. В обращении же было сказано, что народы мира не хотят новой «холодной войны» или наличия какого-то эксклюзивного небольшого блока стран, а хотят общих для всех безопасности и благополучия.
На этом фоне внезапно возник вопрос, который стал обсуждаться участниками саммита: что делать с фондом при БРИКС, в котором есть $100 млрд? Эти средства собирались с тем, чтобы поддержать запуск новой мировой резервной валюты, но, получается, эта валюта должна была быть поддержана как раз этими долларами, что выглядит странно. Вообще, у стран БРИКС большая часть из суммарных $4,8 трлн резервов — это доллары.
Но не только будущая валюта БРИКС обсуждается делегациями на саммите. Так, все дружно высказывали пожелание о том, чтобы «конфликт на Украине» завершился мирно. Особенно сетуют представители государства-хозяина саммита, которые хотели бы, чтобы грузовая логистика в Черном море была не столь неопределенной, как сейчас, а конкретно — они выступают за возобновление зерновой сделки.
Шла речь и о космосе. Нарендра Моди по-братски пригласил РФ и других осваивать космическое пространство совместно с Индией. 14 июля с острова Шрихарикота стартовала уже третья индийская лунная миссия, а сегодня «Чандраян-3» успешно прилунился.
С обращением к участникам БРИКС выступил по видеосвязи и президент РФ Владимир Путин. Он объявил о том, что в октябре 2024 года лидеры БРИКС проведут встречу в Казани, и пожелал развития партнерства по всем направлениям, от экономики до культуры.
Telegram-канал «Черный лебедь»