Posted 23 августа 2023, 13:01
Published 23 августа 2023, 13:01
Modified 1 февраля, 20:26
Updated 1 февраля, 20:26
Для русского уха название БРИКС изначально звучало не сильно впечатляюще и излишне мягковато. То ли дело НАТО, ЕС или даже АСЕАН с ШОС, в произношении которых звучит твердость и отсутствует даже намек на смягчающие нотки.
Однако оказалось, что о БРИКС судят по одежке, а провожают по масштабу саммита в ЮАР. Нынешнее собрание «пятерки» ознаменовалось небывалым к нему интересом и участием в мероприятии нескольких десятков государств, иные из которых выражают желание с ходу присоединиться к организации. Авторитет БРИКС растет, репутация укрепляется, голоса ее лидеров слышны издалека и практически на весь мир.
При этом и китайский руководитель Си Цзиньпин, и принимающая южноафриканская сторона подчеркивают, что БРИКС растет и развивается не против кого-то, а за себя, — организация не намерена превращаться в геополитического оппонента и тем более прямого соперника коллективного Запада. Однако по факту БРИКС, безусловно, оппонирует западной коалиции уже одним своим расширением и обсуждением вопроса создания единой расчетной единицы, а впоследствии, возможно, и единой валюты.
То, что в БРИКС на заглавных ролях входят Россия и Китай, придает организации недвусмысленную политическую окраску, потому что Москва с Пекином считаются союзниками в деле построения многополярного и справедливого мира. Само собой, на Западе считают такие цели избыточными и вызывающими, а некоторые активированные инструменты их достижения — откровенно недружественными и опасными для интересов ЕС и США.
Но на всех не угодишь, а вот множество стран Латинской Америки, Азии и Африки, напротив, прониклись идеями новой мировой архитектуры и с интересом и возрастающим доверием смотрят на БРИКС. В то же время происходящий сегодня процесс столь масштабной сборки и перезапуска БРИКС в более объемном и остром формате уже по факту превращает его в такой мощный механизм продвижения политики многополярности, который если еще и не полностью исключает нужду в иных формах и инструментах индивидуального противостояния с Западом, то вносит существенный вклад в фиксацию новой геополитической реальности.
Западная коалиция во главе с США хоть и демонстрирует подчеркнутую лояльность к происходящему на саммите в ЮАР и вокруг него, но точно впечатлена тенденциями альтернативной мировой архитектуры. Незападный мир, похоже, нащупал принципы и конфигурацию своего коллективного сосуществования с противоположным геополитическим лагерем, причем на мирных и даже взаимовыгодных условиях, потому что такие крупнейшие игроки БРИКС, как Индия, Бразилия и Китай, не намерены отказываться от развития экономических связей с Евросоюзом и США, готовы их расширять и на них опираться.
В таких условиях перед Россией открываются два основных возможных сценария будущего. Либо РФ встраивается в фарватер нового многополярного похода, коллективный курс которого будет прокладываться в том числе по линии БРИКС и других международных организаций многополярной направленности. Либо же наряду с участием в этих структурах и их проектах Россия застолбит за собой еще и свой особый путь, который будет отличать своеобразие подходов и бескомпромиссность на некоторых фронтах взаимодействия с Западом.
Российской стороне в любом случае по пути с БРИКС, но пока что только до той черты, где впряженные в одну телегу конь и трепетная лань начинают по-разному смотреть на вызовы и формы ответов на них.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»