Posted 18 августа 2023, 07:00
Published 18 августа 2023, 07:00
Modified 1 февраля 2024, 20:25
Updated 1 февраля 2024, 20:25
Очень популярной остается версия о том, что все случившееся в экономике в 1998 году (и в девяностые в целом) — результат некритического следования российского начальства какими-то «программам МВФ». Я считаю, что если «советы МВФ» и играли какую- то роль при определении политики, то самую незначительную. И вот почему.
Для людей, принимавших решения в РФ, вопрос «советов МВФ» и какой-то там «макроэкономической стабилизации» был последним. Они решали в тысячу раз более важный вопрос — превращения бывшей государственной собственности в собственность «частную», а точнее, в собственность личную. Свою.
И с этой задачей российские начальники справились очень успешно, и никакие «советчики из МВФ» им для этого не понадобились. Как только на кону стоял горнообогатительный комбинат или нефтеперегонный завод — так у всех, кто имел отношение к его приобретению в свои руки, сразу хватало и опыта, и знаний.
А другой вопрос, который новые собственники также решили вполне успешно, был о том, как заставить работников этих предприятий трудиться за минимально возможную зарплату. И с этим вопросом — снижения трудовых издержек по отношению к стоимости производимой продукции — также справились без лишних советов со стороны.
Что же касается «советов МВФ», то они были скорее инструментом во внутриполитических российских играх: «Это не мы придумали, это нам так МВФ сказал! — Ну, раз МВФ сказал…»
Точно так же, как и конфликты внутри российских элит были не про выбор между «планом» и «рынком» или между «демократией» и «диктатурой». Конфликты были исключительно по линии «Это мое, и это тоже мое, и это дай сюда! — Это кто так решил? Ты так решил?»
Я никогда не поверю, что люди, стремительно прибравшие к своим рукам российскую экономику, действительно хотели слушать какие-то «советы МВФ» по экономической политике и тем более следовать этим советам. Им было просто не до этого. Они этих советчиков и за людей не считали. Так, высокооплачиваемые говоруны, которых надо слушать, потому что, говорят, так принято.
А то, что у МВФ «просили денег» — так отчего бы и не попросить? Если дадут. Не «свои» же тратить на экономику. Мне даже кажется, что конструкция бюджетной политики, сложившаяся в то время, была этакой проекцией психологии новых собственников: налоги платить глупо (и кому — самим себе, что ли?), а если в бюджете денег не хватает, так надо занять в долг, а как отдавать — придумаем. А если еще и какой-то МВФ может дать денег, но для этого надо с умным видом посидеть и послушать, отчего бы не послушать? И поговорить можно.
Вот и делали вид, что слушают МВФ — не более того. А потом и делать вид перестали.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»