Posted 11 августа 2023, 15:06
Published 11 августа 2023, 15:06
Modified 1 февраля, 20:24
Updated 1 февраля, 20:24
Несмотря на постоянные разговоры политиков о возможном создании новой валюты БРИКС, банк объединения не готов даже значительно нарастить кредитование в национальных валютах.
Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС, будучи международной финансовой организацией, очень осторожно и взвешенно подходит к вопросам своей деятельности. Политики могут обсуждать введение новой валюты, но банк пока даже не прогнозирует значительного увеличения кредитования в национальных валютах. По словам финансового директора, банк стремится увеличить кредитование в местной валюте примерно с 22% до 30% к 2026 году, но «рабочей валютой банка являются доллары по очень конкретной причине: в долларах США находятся самые большие пулы ликвидности». По данным банка, из более чем $30 млрд кредитов, одобренных НБР, две трети были в долларах.
Фактически НБР, созданный с оплаченным акционерным капиталом в размере $10 млрд от каждой страны БРИКС, является не самым крупным игроком на финансовом рынке и не самым представительным по численности. Хотя число его членов постепенно увеличивается (в 2021 году присоединились Бангладеш и ОАЭ, в 2023-м — Египет, возможно, в обозримом будущем присоединится Уругвай), даже по количеству участников он отстает от других многосторонних банков. Так, у Азиатского банка развития — 49 региональных членов и 19 нерегиональных, у Азиатского банка инфраструктурных инвестиций — 47 региональных и 45 нерегиональных.
Деятельность НБР настолько зависит от привлечения долгосрочного долларового финансирования на внешних рынках по низком ставкам, что в 2022 году банк приостановил все операции в России еще в марте и при выпуске облигаций сделал оговорку о финансирования проектов во всех государствах-членах, кроме России. Впрочем, несмотря на это, стоимость заимствования для банка выросла: если пятилетняя облигация на сумму $1,5 млрд, выпущенная НБР в апреле 2021 года, имела купон 1,125%, то в 2023 году пятилетняя облигация на сумму $1,25 млрд имела купон 5,125%, что дороже, чем у банков с аналогичным кредитным рейтингом. Как следствие, НБР пришлось ограничить новое кредитование: несмотря на одобренные кредиты на сумму около $33 млрд, кредиты на его балансе составляли менее половины этой суммы, а в 2022 году банк выдал всего около $1 млрд кредитов.
Да и страны — члены БРИКС, несмотря на возможную озабоченность подконтрольной условному Западу финансовой системы, продолжают находиться в ее контуре. Характерно, что министр финансов ЮАР заявил, что вопрос об увеличении использования национальных валют среди членов НБР будет рассматриваться с целью снижения риска воздействия колебаний валютного курса, а не «дедолларизации».
Санкции, введенные против России, в том числе в части ограничения пользования мировой финансовой инфраструктурой, вызывают у некоторых стран, с одной стороны, опасение перед вероятным повторением аналогичного сценария по отношению к ним, а с другой стороны, понимание необходимости более осторожного и взвешенного поведения для избежания подобного. Так что на принципиальные и серьезные изменения в мировой финансовой системе пока готовы только исключенные из нее страны — другие склонны лишь обсуждать возможные варианты.
Telegram-канал «Незыгарь»