Posted 4 августа 2023, 07:03
Published 4 августа 2023, 07:03
Modified 1 февраля, 20:22
Updated 1 февраля, 20:22
С одной стороны, когда происходит быстрое ослабление рубля, часть граждан стремится купить товары длительного пользования — просто потому, что некоторые товары этой категории не дорожают мгновенно вслед за девальвацией рубля. Я сам при таких обстоятельствах в 2008 году купил хороший ноутбук самой продвинутой на тот момент модели, и он прослужил мне лет 10.
Этот интерес граждан отчасти касается электроники, во многом — автомобилей. Именно в такие периоды начинается бум автокредитования, ипотека также пользуется большим спросом. Потому что люди видят, что впереди их ждет рост процентных ставок, а платеж по ипотечным кредитам тесно связан с процентной ставкой. Так что даже те, кто до этого колебался, идут брать эти кредиты. И это вполне рациональное решение. Если бы передо мной стоял такой же вопрос, я бы решил примерно так же.
Все это разогревает частный спрос в экономике в целом, тем более что автокредиты и ипотека в масштабе экономики граждан являются крупными кредитами. Недвижимость у нас — как правило, самое дорогое, что есть у человека.
С другой стороны, все понимают, что бесконечно расти задолженность граждан не может — рано или поздно ее рост вызовет определенные проблемы. Плюс сам ЦБ довольно энергично работает над охлаждением спроса в этих сегментах, так что понятно, что этот фактор довольно скоро затухнет. ЦБ уже года полтора, если не два, усиленно напоминает о том, что опасается перегрева ипотечного рынка. И административными мерами его потихоньку охлаждает — повышает нормы резервирования и так далее, плюс растущая ключевая ставка универсально охлаждает спрос на все кредиты. Поэтому я думаю, что с этой проблемой ЦБ справится.
Полагаю, что повышенный потребительский спрос у нас будет сохраняться максимум до конца года. А может, даже меньше. Хотя ЦБ (и особенно это видно в плане ипотеки) иногда подвергается давлению — ни для кого не секрет, что многие крупные девелоперы, которые крайне заинтересованы в ипотеке, имеют лоббистский ресурс. Если бы не этот ресурс, то, уверен, охлаждение рынка ипотеки произошло бы раньше.
На мой взгляд, еще на выходе из пандемии следовало бы ипотеку охлаждать. Но из-за того, что у девелоперов скопилось большое количество непроданной недвижимости, это сделано не было. Плюс понятно, что любое заметное охлаждение ипотеки — очень сильный удар по бизнесу. В результате пока удавалось хотя бы сдержать интенсивность этого процесса, то есть ипотеку охлаждали, но темпы охлаждения оставались невысокими.
Думаю, сейчас этот процесс пойдет энергичнее, и два самых капиталоемких сегмента — ипотека и автокредитование — тут же просядут. А это сильно опустит частный спрос. Но так как никто не заинтересован в кризисных явлениях, это постараются сделать постепенно. То есть спрос неизбежно просядет, просто более плавно. ЦБ постарается сделать все так, чтобы участники рынка потихоньку к этому приспособились.
Сергей Хестанов, экономист — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»