Posted 1 августа 2023, 17:50
Published 1 августа 2023, 17:50
Modified 30 марта, 08:12
Updated 30 марта, 08:12
Еще в одной африканской стране — Сенегале — дело идет к гражданскому столкновению. Три дня назад был арестован лидер местной оппозиции, которого, кстати, называют пророссийским. И все последующие дни в стране происходят беспорядки.
Здесь нужно уточнить одну немаловажную вещь. Политические балансы в Африке связаны в первую очередь с родоплеменными раскладами. Колонизаторы расчертили границы нынешних независимых государств, но внутри этих границ остались все те же племенные противоречия, которые невозможно разрешить в рамках европейских механизмов согласования интересов.
Поэтому возникают карго-конструкции, в которых есть президенты, парламенты, выборы и прочая бижутерия, международное сообщество делает вид, что принимает волю народа, но в реальности одна племенная группа вполне может через эти квази-структуры власти навязывать свою волю другим группам, менее значимым или многочисленным.
Гораздо хуже, когда власть принадлежит меньшинствам и это положение может крайне негативно восприниматься народностями, составляющими большинство населения. В Нигере произошло именно это: отставленный президент Базум — выходец из арабской части населения, а хунта представлена военными из племенных групп сонгаев и родственных им. К примеру, глава хунты Тчиани принадлежит к народности джерма, родственной сонгаям, он выходец из провинции Тиллабери, население которой и составляет основу нигерской армии. Большинство в Нигере при этом принадлежит к народу хауса, проживающему на юге страны на границе с Нигерией.
Большая часть африканских конфликтов как раз и связана с неразрешимыми противоречиями между реальным характером отношений разных народностей, проживающих на одной территории, и навязанными извне механизмами власти и управления.
Отсюда и постоянные перевороты, когда та или иная угнетенная группа силой оружия восстанавливает попранную по отношению к ней несправедливость. Однако, как правило, это приводит к точно такой же несправедливости, но направленной уже против других групп. Иного способа взаимоотношений попросту нет.
Поэтому нужно с определенным скепсисом относиться к понятиям «пророссийский» или «проевропейский», или «прокитайский» курс того или иного африканского режима или руководителя. Они решают одну и ту же задачу — удержания власти в своих руках в интересах своей племенной группы. Поэтому они идут на сделку с теми внешними силами, которые дают им гарантии удержания власти или оказывают в этом содействие.
Механизмы согласительного свойства в большей части нынешней Африки попросту не работают, так как нет культурных и политических традиций для этого. Прежние традиции сосуществования разных народностей разрушены в ходе колонизации, новые не сложились или сложились, но в крайне специфическом и извращенном виде.
Можно привести некий аналог — колонизаторы проводили в Африке масштабные миссионерские мероприятия, обращая местное население в разные версии христианства или ислама. В итоге возникли крайне специфические варианты этих религий, зачастую предельно далекие от исходных версий. В какой-нибудь Уганде христианство представлено крайне необычным анималистическим сплавом, где вера в Христа прекрасно уживается с местным тотемизмом. Ислам тоже выглядит в черной Африке очень эксклюзивно, если не сказать больше. Поэтому и все рассказы и сообщения о религиозных столкновениях в разных странах тоже нужно воспринимать с поправкой на этот местный эксклюзив.
Ну а в Сенегале не происходит ничего необычного — все то же столкновение загнанных в угол представителей других племенных групп, которые намерены сместить нынешнюю власть и установить свою, чтобы угнетать уже нынешних угнетателей. А пророссийские они или профранцузские — это для местных вопрос глубоко вторичный. Кто поможет им — с тем и будут дружить.
P. S. Кстати, приходят сообщения о том, что сегодня был предотвращен переворот еще в одной стране Западной Африки — Сьерра-Леоне.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик