Posted 1 августа 2023, 07:01
Published 1 августа 2023, 07:01
Modified 30 марта, 08:12
Updated 30 марта, 08:12
По аналогии со «школой губернаторов» в России решили запустить не только «школу мэров», но и «школу учителей». Предполагается, что последняя должна стать «кадровым резервом в системе российского образования».
Запуск каждой очередной «школы» для бюджетников порождает некоторое недоумение и вопросы. Если губернатору нужно учиться быть губернатором, то что он тогда вообще делает на своем посту? Пусть идет учиться — а свое кресло уступит тому, кто уже всему научился и готов управлять регионом. Зачем учителя шесть лет учились в вузе, если их опять нужно чему-то учить? Если учителя сами будут учиться, то кто будет учить детей? К сожалению, ответов на эти вопросы не дают ни инициаторы этих проектов, ни государство, которое платит за это из денег налогоплательщиков.
Идея создания «школы учителей» вообще сомнительна с точки зрения реалий российского образования, ситуация с которым и так довольно удручающая. У нас в стране учитель тратит непосредственно на образовательный процесс не больше 40% своего времени. А иногда и меньше 30%, если на нем «висит» еще классное руководство и какая-то дополнительная «общественная нагрузка». То есть большая часть рабочего времени уходит на заполнение разных журналов, коммуникации с родителями и коллегами, подготовку разных «конкурсов чтецов» и праздников. Если учителя сами массово отправятся в «школу учителей», сложно представить, кто тогда будет заниматься образованием детей.
Очередная продвигаемая инициатива мало применима к реальным проблемам современной российской школы. Она хороша для молодых карьеристов, которые на самом деле и не собирались работать ни в дошкольном, ни в школьном образовании. Появится очередной «клуб», в котором они буду тусоваться и «набирать очки», чтобы потом пересесть в какие-то руководящие кресла — руководителей департаментов образования, директоров школ и так далее.
Да, безусловно, «прокачка» каких-то навыков, повышение квалификации, ознакомление с эффективными и новыми практиками — это необходимо и полезно. Но все эти возможности есть и так! Для того, чтобы этим заниматься, не нужно запускать никаких дополнительных квазиобразовательных проектов, которые на самом деле только создают новые привилегированные группы внутри класса государственных служащих, муниципальных управленцев, педагогов.
В РАНХиГС есть целый факультет государственного и муниципального управления. Даже одного вуза достаточно, чтобы закрыть все потребности страны в управленцах. Количество педагогических вузов (или вузов, имеющих педагогический факультет) перевалило в России за 200. Двести вузов не могут в рамках своей работы подготовить учителей за пять лет обучения?! Тогда зачем они нужны?
Вадим Самодуров, политолог, писатель — для Telegram-канала «Незыгарь»