Posted 27 июля 2023,, 15:45

Published 27 июля 2023,, 15:45

Modified 1 февраля, 20:21

Updated 1 февраля, 20:21

Сергей Хестанов. Информационный фон наводит людей на мысль, что завтра будет хуже, чем вчера

27 июля 2023, 15:45

Рост интереса граждан к книгам по финансовой грамотности, по сути, отражает тревожность части населения по поводу своего благосостояния. Существующий информационный фон наводит людей на мысль, что завтра будет хуже, чем вчера. И часть людей компенсирует возникающую от этой мысли тревожность путем покупки соответствующей литературы. Надо сказать, иногда только покупки, без чтения. И тот факт, что СМИ до сих пор являются основным источником сведений об управлении финансами, говорит о том, что покупка книг продиктована, по сути, просто реакцией людей на информационный фон.

В так называемые «тучные годы», то есть период с середины 2000 до 2008 года, когда фондовый рынок бурно рос, так же бурно рос и интерес к инвестициям на этом рынке. По сути, там наблюдалось нечто, подобное нынешнему процессу, разве что побудительным мотивом была не тревожность, а информация о том, как сильно выросли акции компаний, которые были у всех на слуху — «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», Сбербанка. Эти названия были известны широко, и поэтому новости об акциях таких компаний становились питательной средой для роста интереса к фондовому рынку. То есть и этот подъем интереса объяснялся информационным фоном. А когда рост фондового рынка сменился довольно большим падением, значительная часть этих инвесторов-любителей потерпела серьезные убытки.

Словом, то, что интерес людей к теме финансовой грамотности определяется доминирующей информацией, которая на них обрушивается со стороны СМИ, несомненно. Неважно, негативной или позитивной. Но у нас внесли финансовую грамотность в школьную программу, и когда доля людей, которые изучали эту тему в школе, в обществе станет значительной (для чего, боюсь, потребуется лет 40), возможно, ситуация поменяется. Возможно, тогда к финансовой грамотности будут относиться более рационально и перестанут принимать решения под давлением эмоций, порожденных информационным полем.

Я, правда, не питаю иллюзий по поводу того, что если людям что-то расскажут, они все это поймут. Тем более — что после они этого не забудут. Но я заметил, что люди, обучавшиеся финансовой грамотности и допустившие потом ошибку, которая ведет к материальным потерям, после такого негативного подтверждения делаются в вопросах финграмотности более внимательными и более рациональными.

То же самое, кстати, наблюдали брокеры, которые исследуют поведение клиентов: те, кто проходил обучение биржевой торговле, после допущенных ошибок, потеряв 20-30% своих инвестиций, начинали активно использовать полученные знания. В общем, эту особенность человеческой психологии следует иметь в виду.

Сергей Хестанов, экономист — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»