Posted 24 июля 2023, 11:09
Published 24 июля 2023, 11:09
Modified 1 февраля 2024, 20:20
Updated 1 февраля 2024, 20:20
Похоже, власть пока не может окончательно определиться, как быть с релокантами: нужно ли всемерно способствовать их возвращению — или будет лучше, если какая-то их часть останется там, где успела осесть и пустить корни.
Сам президент ранее говорил, что не видит ничего плохого в том, что россияне переезжают жить и работать в другие страны, тем самым укрепляя и развивая связи России с этими государствами. Конечно, речь шла про дружественные или нейтральные территории, потому что США и Евросоюз точно не рассматриваются как площадки для такой экспансии россиян, которая бы отвечала интересам РФ.
С другой стороны, глава государства поручил правительству создать привлекательные финансовые и социальные механизмы для сохранения человеческого капитала и снижения оттока населения из России. Создание таких механизмов — дело небыстрое, и еще неизвестно, что произойдет раньше — окончание СВО или повышение привлекательности РФ. Однако, например, Госдума уже приняла закон, уравнивающий НДФЛ для сотрудников российских компаний вне зависимости от их физического местонахождения.
Тем самым уехавшим гражданам посылается сигнал о том, что по фискальной части для государства нет разницы между теми, кто остался, и теми, кто стали релокантами. Конечно, такой шаг навстречу уехавшим вряд ли сильно поспособствует их возвращению. Наоборот, подобное послабление делает пребывание на чужбине чуть более комфортным в финансовом плане и снимает риски обременения повышенными российскими налогами. Но с точки зрения как политики, так и психологии такое выравнивание налоговых условий позволяет государству зарабатывать очки в свою пользу. Безусловно, проявленную властями заботу о благополучии релокантов оценят далеко не все из них. Но когда придет пора подводить итоги, то великодушный жест Госдумы системе зачтется.
Впрочем, решение о том, продлевать ли удаленку, или же пора возвращаться в родные пенаты, релоканты принимают сегодня исходя далеко не только из материальных соображений. Например, в широком сообществе уехавших едва ли не больше, чем внутри России, обсуждается история одной из самых именитых релоканток по имени Елена Исинбаева. Тот факт, что на родине истово заклевали и заклеймили недавнего кумира и олимпийскую гордость страны, живущую теперь в Испании, свидетельствует о том, что в России по-прежнему болезненно воспринимают склонность соотечественников к перемене мест. И если уж сама Исинбаева стала объектом нападок и упреков, несмотря на былые заслуги, то менее заслуженным и простым релокантам и подавно приходится крепко задуматься о том, как быть — и не грозит ли возвращение домой рисками косых взглядов и неприязни.
Конечно, если бы вдруг наступил мир и вчерашние участники геополитического противостояния и боевых действий сели бы за стол переговоров, а между европейскими столицами и Москвой возобновилось бы воздушное сообщение, то такие изменения наверняка отразились бы на настроениях многих уехавших ранее из России граждан. Но до столь разительных перемен еще далеко, и поскольку картина мира не меняется, то каждый из выбравших свой путь покуда остается при своих. Убежденные релоканты продолжают жить надеждами, а государство продолжает так гнуть свою линию, чтобы эти надежды постепенно связывались не с радикальными катаклизмами, а с эволюцией системы, которая будет меняться постепенно и при условии соблюдения своих интересов и достижения целей СВО.
Автор Telegram-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков — для Telegram-канала «Незыгарь»