Posted 12 июля 2023, 07:06
Published 12 июля 2023, 07:06
Modified 1 февраля, 20:18
Updated 1 февраля, 20:18
Прозвучавшее в понедельник заявление голландского премьер-министра Марка Рютте о решении уйти из политики после предстоящих в ноябре досрочных выборов многих в стране удивило. Тем более что в пятницу, в день отставки четырехпартийного правительства, Рютте говорил о наличии у него «энергии и идей» для продолжения карьеры политика.
И сторонники, и противники Рютте назвали его решение концом политической эпохи. Действительно, он был лидером праволиберальной «Народной партии за свободу и демократию» в течение 17 лет и с 2010 года возглавлял четыре разных правительства. По времени нахождения на посту премьера он в Европе отстает лишь от венгра Виктора Орбана. И это при том, что Нидерланды отличаются крайне раздробленной партийной системой, где возможно существование только коалиционных правительств.
Коллеги характеризуют Рютте скорее как искусного политического менеджера, чем как лидера с собственными яркими идеями. Во время долгих коалиционных переговоров с другими партиями он умел находить компромиссы, формировать и поддерживать маловероятные альянсы. Его считали воплощением прагматичной и гибкой голландской культуры консенсуса. За время своего 13-летнего правления Рютте получил прозвище «тефлонового Марка» — благодаря способности находить выходы из политических кризисов и скандалов без большого ущерба для собственной репутации.
В глазах простых голландцев Рютте сформировал имидж обычного человека, близкого к ним по взглядам и образу жизни. Он живет в скромном доме в той же части Гааги, в которой вырос, обычно ездит на работу на велосипеде, сам оплачивает свои расходы, отправляется в отпуск в компании старых друзей.
Вместе с тем на уровне Евросоюза Рютте сумел добиться статуса авторитетного лидера, отстаивающего свободу торговли, бюджетную сдержанность и либеральные социальные ценности. При нем влияние Нидерландов на принятие решений в рамках ЕС заметно возросло. Он являлся лидером так называемой «группы бережливых», в которую входят страны Северной Европы, выступающие против чрезмерных расходов из общего бюджета ЕС, что порой вызывало раздражение лидеров южноевропейских стран, обремененных большими долгами. По большинству вопросов он наладил тесное взаимодействие с крупнейшими членами ЕС — Германией и Францией. Рютте сыграл ключевую роль в том, чтобы сделать выделение миллиардов евро из фонда ЕС по восстановлению экономики после пандемии зависимым от соблюдения принципов верховенства права.
Но во внутренней политике в последнее время обычные осмотрительность и гибкость стали голландскому премьеру изменять. При ведении сложных переговоров по новому плану регулирования миграции со своими партнерами по коалиции — левоцентристской партией «Демократы 66», центристским «Христианским союзом» и консервативным «Христианско-демократическим призывом» — Рютте не только не скрывал, но, наоборот, выпячивал имеющиеся разногласия.
В пятницу он заявил о «непреодолимых противоречиях» и об отставке правительства. Нужно добавить, что в общественном мнении популярность премьера резко снизилась. При опросе, проведенном по горячим следам отставки кабинета, преобладающее большинство выступило против того, чтобы Рютте после выборов в пятый раз возглавил правительство.
Возможный исход предстоящих в ноябре выборов сейчас предсказать невозможно. Партии Рютте для начала нужно определиться с новым лидером, который поведет ее на выборы. Что касается нынешнего расклада популярности партий, то он, судя по усредненным данным опросов, таков. Наивысший рейтинг (18%) имеет новая правопопулистская партия «Фермерское гражданское движение», которая выступает против планов правительства сократить вдвое к 2030 году выбросы азота, производимые в основном животноводческими фермами. На втором месте с 14% партия Рютте. Ультраправая антиисламская «Партия свободы» Герта Вилдерса имеет рейтинг 9%, как и партия «Зеленые и левые». Последняя собирается идти на выборы единым списком с «Партией труда», имеющей 7%.
В любом случае Рютте будет возглавлять временное правительство еще минимум полгода — до формирования нового кабинета после выборов.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co