Posted 6 июля 2023, 10:42
Published 6 июля 2023, 10:42
Modified 1 февраля 2024, 20:17
Updated 1 февраля 2024, 20:17
Непосредственным предшественником современной телеграм-культуры является газета «Завтра» образца 1990-х годов. Тогда в российскую «качественную» журналистику активно внедрялись современные стандарты, заимствованные из журналистики мировой: четкое разделение на информационные материалы и авторские колонки, наличие в статьях не менее двух комментариев экспертов, представленность всех основных точек зрения (надо запросить комментарии у всех упомянутых в тексте структур и зафиксировать как их содержание, так и возможный отказ от комментариев и др.) Наличие эксклюзивных источников приветствовалось — в том числе анонимных, из числа государственных служащих, — но строить текст только на «утечке», без развития сюжета считалось неправильным.
Такой подход вскоре столкнулся с проблемами ангажированных публикаций в ходе олигархических войн и так называемой «джинсы», где все эти принципы переставали быть актуальными. Но все равно основная часть публикаций в «качественных» медиа соответствовала этим стандартам. Иногда «заказные» тексты выглядели как заплаты в изданиях, которые во всем остальном стремились к респектабельности.
Прохановский «День» (а затем и «Завтра») действовал по прямо противоположной схеме — боевого листка, жестко определившего свои идеологические позиции. Каждый текст был средством непримиримой борьбы на разных фронтах — от политики до культуры. Необходимым элементом являлся раздел, в котором публиковались различные слухи, которых объединяло лишь агрессивное неприятие либералов. Слухи могли быть результатами утечек в основном спецслужбистского характера (помнится, немало критики было в адрес кадровой политики Примакова в СВР), а могли и частью кампаний в отношении конкретных политиков и чиновников, которых газета считала врагами.
Никаких «полутонов» не предусматривалось, мир был черно-белым. Как и сейчас в телеграм-культуре, где в предельно краткой форме читателю (обычно читающего тексты с телефона, что исключает сложную аналитику, в которой «многабукаф» и много полутонов) надо объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»