Posted 3 июля 2023, 20:16
Published 3 июля 2023, 20:16
Modified 1 февраля 2024, 20:17
Updated 1 февраля 2024, 20:17
Естественно, в центре обсуждений на прошедшем в четверг и пятницу саммите Евросоюза были вопросы финансовой, экономической и военной поддержки Украины. Но лидеры 27 стран союза обсуждали и другие актуальные для них внешнеполитические темы. Важнейшая из них — Китай.
В вопросе об отношениях с Китаем в последнее время наблюдались противоречия между, с одной стороны, Францией и Германией, имеющими масштабные экономические интересы в Китае, а с другой — восточноевропейскими странами, которые ориентировались на значительно более жесткий курс США. Однако наметившаяся деэскалация в отношениях Вашингтона и Пекина, проявившаяся во время недавнего визита в Китай госсекретаря Блинкена, очевидно, привела к смягчению позиций наиболее верных американских союзников в Европе.
На саммите в общем виде обсуждалась провозглашенная Урсулой фон дер Ляйен концепция «снижения рисков» в технологических связях с Китаем и недавно представленная Еврокомиссией стратегия европейской экономической безопасности. Стратегия нацелена на усиление контроля со стороны ЕС над инвестициями иностранных компаний в Европе, экспортом европейских компаний в проблемные страны и их зарубежными инвестициями, связанными с передовыми технологиями (суперкомпьютеры, искусственный интеллект, передовые полупроводники и т. п.)
Однако на саммите лидеры стран ЕС в детали не вдавались и в целом призывали не торопиться. Олаф Шольц подчеркнул, что «снижение рисков» — это главным образом дело самих компаний, и им потребуется несколько лет для диверсификации. Премьер Нидерландов Марк Рютте отметил, что «снижение рисков» будет пошаговым процессом.
Участники саммита без особых дискуссий приняли заключения по Китаю. В них говорится, что Европейский совет «вновь подтверждает многогранный политический подход к Китаю, в соответствии с которым он является одновременно партнером, конкурентом и системным соперником». Подчеркивается, что, несмотря на различные экономические и политические системы, ЕС и Китай «имеют общую заинтересованность в поддержании конструктивных и стабильных отношений». В заключениях констатируется, что ЕС и Китай остаются важными торговыми и экономическими партнерами.
При этом ЕС будет добиваться того, чтобы торгово-экономические отношения были сбалансированными и взаимовыгодными. Концепция «снижения рисков» изложена в заключениях аккуратно. Там говорится: «ЕС будет продолжать сокращать критические зависимости и уязвимости, включая цепи поставок, и будет снижать риски и диверсифицировать связи там, где это необходимо и уместно. ЕС не намерен сворачивать экономические связи с Китаем».
Конечно, полностью обойти вопросы, вызывающие напряженность в отношениях с Китаем, лидеры ЕС не могли, но этим вопросам в заключениях уделено совсем мало места. ЕС в очередной раз выразил озабоченность растущей конфронтацией вокруг Тайваня, однако подтвердил приверженность «политике одного Китая». Также подтверждается озабоченность касательно использования принудительного труда, обращения с защитниками прав человека и меньшинствами, ситуации в Тибете, Синьцзяне и Гонконге. Наконец, уже традиционно европейские лидеры призвали Китай оказать давление на Россию для прекращения военных действий и «немедленного и полного вывода войск с Украины без предварительных условий».
В целом, надо думать, в Пекине довольны тем, как китайская тема прозвучала на саммите ЕС. Конечно, оптимизм десятилетней давности уже не вернется, но намерение сглаживать противоречия и проблемы присутствует.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co