Posted 21 июня 2023, 16:50
Published 21 июня 2023, 16:50
Modified 1 февраля, 20:15
Updated 1 февраля, 20:15
Когда Китай наглядно демонстрирует стремление договориться с США, принимая в Пекине госсекретаря Энтони Блинкена, то это воспринимается как шаг к разрядке международной напряженности. Конечно, руководство КНР на этих переговорах дало понять, что не станет поступаться принципами, но в то же время открыто для равноправного диалога, потому что даже худой мир лучше доброй ссоры.
Однако когда Казахстан, который по степени влияния и по своему геополитическому весу несопоставим с Китаем, заявляет о готовности не только заместить Евросоюзу российские энергоресурсы, но и широко открыться для дальнейшего сближения с Западом, — это уже не разрядка и совсем не та многополярность мировой архитектуры, за которую бьется Москва, пытаясь сформировать пул своих союзников и партнеров.
Бескомпромиссность противостояния между Востоком и Западом подвергается серьезной проверке на прочность, и этот экзамен каждый сдает по-своему, исходя из условий, интересов и сложившихся обстоятельств. Ближайшие соседи России хоть и не отказываются от взаимовыгодных экономических и прочих связей с РФ — и даже заявляют о готовности их расширять, — но в то же время шире распахивают двери и окна навстречу ЕС и США.
Новые реалии середины 2023 года таковы, что в мире растет запрос на сотрудничество и конструктивные отношения. Неслучайно и премьер Индии Нарендра Моди во время визита в Вашингтон назвал США основным партнером, тем самым подвергнув корректировке стрелки индийской многовекторности. Конечно, такой маневр руководства Индии связан с нюансами конкуренции с Китаем, но при этом становится еще одним важным сигналом о том, что наступает эпоха больших сделок.
Рельсы геополитической перестройки, на которые встают государства-гиганты и к которым цепляют свои вагоны страны поменьше и послабее, ведут к пока еще не очень ясным перспективам. Однако новый тренд, в основе которого лежит желание говорить и договариваться, а не противоборствовать, становится все более заметен и очевиден.
Чтобы не остаться одной в антизападном окопе и в то же время соблюсти свои интересы и не выпасть из обоймы мирового развития, России в такой ситуации необходимо усложнение собственной стратегии. Ставка на победу любой ценой уместна тогда, когда противостоящее зло зашкаливает, но сегодняшние расклады иные, чем восемь десятилетий назад.
Однозначных и непримиримых врагов, проблему которых возможно устранить только водружением знамени Победы над Рейхстагом, сейчас нет. Не зря российский нацлидер заявляет об открытости к переговорам на таких приемлемых условиях, которые были бы достойны проделанного пути и не стали бы продолжением диктата геополитических оппонентов.
Но Россия со свойственным ей историческим максимализмом в постановке изначальных целей зашла уже слишком далеко на пути справедливого переустройства мира, а потому отыгрывать назад ей и не с руки, и не по чину. Это китайцам с индийцами и всем остальным партнерам, которые с безопасного расстояния наблюдают за происходящим на полях сражений с участием России, легко корректировать свои позиции, а вот Москве приходится исходить из принципиальных и жестких вопросов.
Тем не менее повестка сформирована двуединой проблемой, связанной с тем, как выйти из многочисленных витков эскалации и вместе с тем не отступить, не прогнуться и не расплескать. Очевидно, что свой шаг навстречу должна сделать противоположная сторона, но этого не происходит, а потому напряженность растет и выхода не просматривается.
В таком положении окопаться и «закогтиться» уже недостаточно, потому что мир на месте не стоит и приходит в движение, а значит, и России требуются прорывные инициативы, которые поменяли бы правила и позволили вырваться из силков, умело расставленных теми, кто заранее просчитал ситуацию.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»