Posted 20 июня 2023, 13:00
Published 20 июня 2023, 13:00
Modified 1 февраля 2024, 20:14
Updated 1 февраля 2024, 20:14
Визит Энтони Блинкена в Китай продемонстрировал, что Вашингтон и Пекин действуют исходя из интересов, которые при всем различии имеют и сферы консенсуса. Главная из них — это жизнь в современном глобальном мире, который ни США, ни Китай не хотят рушить. Представления о желаемой конструкции такого мира у двух стран разные: США хотели бы сохранить привычную для них однополярную модель, Китай — добиться биполярной модели, но не любой ценой. Обе страны глубоко интегрированы в глобальный мир и воспринимают это как преимущество.
«Самоутвержденческий» внутриполитический курс Си Цзиньпина ведет к росту проблем для китайских элит (хотя влияние на них государства всегда было очень высоким), но экономика на сегодняшний момент имеет большее значение и побуждает к внешнеполитическим компромиссам. Конкуренция между США и Китаем усиливается, но обе страны хотели бы, чтобы она проходила в определенных рамках.
США при наличии системного и находящегося в острой фазе конфликта с Россией не могут позволить себе стимулировать ухудшение отношений с Китаем. Тем более что параметры договоренностей по тайваньскому вопросу были сформулированы еще при Никсоне, когда США признали КНР и «пропустили» Пекин в Совет безопасности ООН. Принцип «одного Китая» затем не подвергался официальной ревизии ни при одном американском президенте — и Блинкен вполне мог его воспроизвести в публичном пространстве. Другое дело, что отношения между Вашингтоном и Тайбэем от этого никуда не исчезнут, но в Пекине хотели бы, чтобы они не были слишком демонстративными.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»