Posted 1 июня 2023, 11:39
Published 1 июня 2023, 11:39
Modified 30 марта, 08:13
Updated 30 марта, 08:13
Читая одно научное исследование, наткнулся на интересный график — попытку проанализировать род деятельности, происхождение и пол всех известных людей за три последних века.
Поговорим о первом. Из нескольких раскладок выбрал для вас одну, несколько криво нарисованную.
Так, ось X здесь не временная шкала, а год рождения знаменитости — так что график идет до наших дней, просто обрывается на ксениалах. Косвенно с этим связано отсутствие звездных профессий XXI века: забыты блогер, стример, летсплейщик, инфлюенсер, да хоть бы айтишник.
И все равно кристально четко видно, насколько фундаментально изменился мир за пару сотен лет. До модерна главными фигурами в обществе были люди, либо совершившие великие дела, либо создавшие повсеместно известные произведения искусства. Небольшую роль играли актеры, обитавшие только на театральных подмостках, зато на весь мир гремели имена писателей и художников. Лучше всего знали полководцев и королей: тех, кто покорял другие страны или же, наоборот, сохранял мир на протяжении своего правления; открывал далекие континенты или строил города на своей земле. Большим уважением пользовались и законники — в обществе, полном жестокости и несправедливости, они олицетворяли мудрость и высшее правосудие.
С наступлением современности все изменилось. Роль политиков резко снизилась — в поле внимания остаются самые яркие и харизматичные либо прославившиеся своей жестокостью и неадекватностью. Законники, некогда бывшие первыми интеллектуалами своего времени, ушли как вид — почему так произошло, скажу в конце.
Если раньше музыканты ассоциировались практически исключительно с великими композиторами, новые технологии звукозаписи и живых выступлений породили важнейший сектор шоу-бизнеса — певцов и группы. В свою очередь, могучая сила кинематографа оживила актерскую профессию, создала вокруг нее целую индустрию, питающуюся популярностью актеров, и сам институт селебрити.
Однако куда больше любых актеров люди узнают и любят атлетов. В первую очередь — футболистов, хотя и некоторые теннисисты могут сравниться по узнаваемости с самыми яркими звездами Голливуда.
В каком-то смысле мы наблюдаем возвращение в античность, в эпоху чувственных наслаждений и героических свершений на аренах. Атлеты, актеры, музыканты узнаются людьми куда чаще тех, кто управляет их обществами или создает смыслы. Кстати, моя собственная профессия (журнализм) тоже выходит из моды, пережив вспышку популярности благодаря массовой печати, изобретению радио и телевидения. «Человек с блокнотом», пусть объективно, но скучно описывающий действительность, потерял привлекательность — людям нужны не потоки информации, а фильтры, которые позволят эту информацию просеять.
Как всегда оставляю за вами право на собственные выводы, но скажу вот что. Если раньше для славы нужно было совершать вещи, кардинально меняющие мир, сейчас достаточно стать героем вирусного ролика или мема. Слава это куда более мимолетная, но все же оставляющая насечку в памяти миллионов людей. Это темная сторона технологий, захлестнувших нас потопом визуальной и любой иной информации, буквально перегрузившей что зрительные нервы, что эмоциональные предохранители. Как можно требовать эмпатии от человека, у которого в ленте перемешаны последствия ракетных ударов, гэги «Камеди Клаба» и драма в семье любимых блогеров?
Ну и последнее. До изобретения фотографии представление об известном человеке было кардинально другим — он мог пройти (проехать на бричке) по улице совершенно незамеченным, ведь его знали не по лицу, а благодаря произнесенным или написанным словам. С распространением фото всю большую роль стала играть внешность — вот почему законники проиграли в популярности актерам.
Можно было сделать еще более пессимистичный вывод, что умные проиграли красивым, но это будет слишком уж грубое обобщение. Тем более интернет вновь вернул в нашу жизнь текст и умение его написать как значимый критерий узнаваемости человека.
Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»